Что происходит с психикой ребенка в подростковый период; как и в какой форме проявляются инстинкты в это время; что стоит за буллингом в школе; а главное — как родители и подростки могут помочь повзрослевшим детям прожить этот период, не только научится справляться с возникающими проблемами, но и научится разбираться в собственных ощущениях и желаниях.

30 октября 19:30-21:30

Ольга Грузберг. Как стать взрослым? Особенности психики подростка

На площадке Центра толерантности Еврейского музея

Подростковый возраст как особый психологический период во все времена вызывал интерес у окружающих взрослых, которые пытались понять подростка. Понять –и «приспособить» к жизни в сообществе; при том, что подростки – категория людей, довольно трудная для исследования. Как узнать, каким окажется этот этап жизни у моего ребёнка? Можно ли подготовиться к нему заранее? Да и к чему, собственно, нужно быть готовым? Опираясь на эмпирически подтвержденные данные и некоторые психологические идеи, попробуем разобраться в том, что происходит с подростком и как помочь ему повзрослеть.

·       Несколько слов о нейрофизиологии и психологии подросткового возраста, или «так что же у них внутри?».

·       Поведение как видимая часть айсберга, или «зачем он это делает?»

·       Это слово у всех на слуху, или «только ленивый об этом не знает»: чем является психологическая сепарация на самом деле и зачем она нужна?

·       «Копаем от забора и до обеда», или как понять, когда он станет взрослым?

Ольга Грузберг — Клинический психолог, арт-терапевт, детский и семейный психолог

20 ноября 19:30-21:30

Александра Бочавер. Школьный буллинг: проблема, которую нельзя называть

На площадке Московского института психоанализа

Кого-то заперли в шкафу? Выкинули вещи в унитаз? Про кого-то рисуют неприличные комиксы? Почти каждый взрослый помнит из своего школьного детства что-то подобное.

Сейчас по данным статистики каждый десятый учащийся 5-9-х классов в России регулярно оказывается в роли жертвы травли; почти все школьники сталкиваются с тем, что кого-то из детей постоянно обижают, унижают, игнорируют. Это значит, что для многих детей школа — небезопасное место, в котором неприятно находиться и трудно кому-то сочувствовать. Учиться тоже трудно.
Еще недавно травлю считали нормальным этапом взросления, «надо просто потерпеть» и «что нас не убивает, делает нас сильнее». Внезапно оказалось, что сильнее не делает, а вред наносит.

Несмотря на то, что в последние годы появилось множество публикаций в СМИ про школьную травлю от лица тех, кто ею занимался, кто от нее страдал, кто ее видел, кто с ней работал, в школах по-прежнему эту тему обсуждать сложно.

Во-первых, нет такой традиции (это не прогулы, не драки, не низкая учебная мотивация), во-вторых, нет ясных технологий прекращения и профилактики. Буллинг оказывается в странном статусе: он существует, но как бы отсутствует. Соответственно, прекращение травли оказывается задачей, в которой возможности учителей, администрации, родителей и самих школьников плохо понятны всем участникам.

На лекции мы поговорим о том, что представляет собой школьная травля, как и почему она появляется в организации, какую роль в ней могут играть школьники, сотрудники школы и родители школьников и что они могут делать для прекращения и предупреждения буллинга.

Александра Бочавер — научный сотрудник Центра исследований современного детства ВШЭ, специалист Некоммерческого партнерства содействия развитию детей и подростков «Перекресток плюс», кандидат психологических наук

28 ноября 19:30-21:30

Иван Хватов. Инстинктивные основы поведения ребенка

На площадке Центра толерантности Еврейского музея

Инстинкт – это видоспецифическая, генетически заданная жесткая форма регуляции поведения. Инстинкты свойственны всем видам животных. Они необходимы как для регуляции взаимодействия с такими объектами среды, с которыми животное сталкивается впервые, так и для приобретения нового опыта. Любой психический механизм животного обязательно в конечном счете опирается на инстинкт.

В силу юности лет дети не имеют еще обширного жизненного опыта, а потому их инстинкты наиболее отчетливо проявляются в их поведении. В рамках нашей лекции мы обсудим, в каких формах и каких образом проявляются инстинкты ребенка, особенно в подростковом возрасте, а также то, как родителям стоит учитывать эту особенностей детской психики.

Иван Хватов — заведующий центром биопсихологических исследований Московского института психоанализа, заведующий кафедрой общей психологии Института экспериментальной психологии МГППУ, кандидат психологических наук.

Участие очно и онлайн

Регистрация на мероприятия обязательна по ссылке: https://goo.gl/forms/fjjgtIyDKOwTP4a73