Эксперты Народного фронта провели мониторинг собираемости взносов на капремонт по состоянию на II квартал 2017 г. (это последние данные, которые представлены на сайте «Реформа ЖКХ»). В целом за этот период собираемость взносов в регионах РФ превысила 80%, при этом со стороны муниципалитетов — менее 75%.

Мониторинг выявил, что по всем формам собственности меньше всего собрано средств в Кабардино-Балкарской Республике (11,69%), Республике Северная Осетия-Алания (14,92%), Республике Ингушетия (16,55%), Республике Крым (18,23%), Республике Дагестан (21,54%), Республике Тыва (27,41%), Забайкальском крае (39,83%), Чукотском автономном округе (45,4%), Республике Адыгея (48,55%) и г. Севастополе (50,99%).

При этом на капремонт только муниципальной собственности меньше всего взносов во II квартале удалось собрать в таких регионах, как Республика Ингушетия (8,39%), Пензенская область (9,9%), Республика Дагестан (11,41%), Республика Мордовия (14%), Нижегородская область (17,45%), Тверская область (18,7%), Республика Тыва (18,75%), Республика Хакасия (23,98%), Республика Башкортостан (23,98%), Еврейская автономная область (25,28%).

При этом если в Ингушетии, Дагестане, Тыве собираемость взносов низкая в целом по региону, то есть субъекты, где финансовая дисциплина жителей в несколько раз превышает культуру платежей муниципалитетов. Например, в Республике Мордовия общая собираемость — 77,36%, а вот по муниципалитетам – всего лишь 14%. Правда и сама сумма, которую муниципальные образования должны регоператорам капремонта, часто составляет небольшую долю от общего размера начислений. Так, в Мордовии во II квартале всего было начислено более 1,9 млрд руб., при этом муниципальным образованиям – всего около 24 млн руб.

Существенная разница в сознательности муниципалитетов и граждан была выявлена в Пензенской области, где общая собираемость достаточно высокая — 86,18%, однако муниципальные образования в массовом порядке отказались платить взносы на капремонт: им было начислено 10,4 млн руб., а оплачено — только 1,03 млн руб.

Более, по данным Минстроя России, задолженность муниципальных образований в 2017 г. увеличилась по сравнению с прошлым годом, в то время как задолженность граждан сократилась по состоянию на II квартал. Основными неплательщиками жилищно-коммунальных услуг являются владельцы инвестиционных квартир — те, кто вкладывает в недвижимость свои сбережения, и асоциальные граждане, никаких сбережений, а часто – и доходов не имеющие.

При этом наиболее добросовестными плательщиками остаются пенсионеры. Социально уязвимые, малоимущие граждане особенно заинтересованы в своевременной оплате взносов, иначе они потеряют субсидии, условием для получения которых является отсутствие задолженности.

Долги по взносам на капремонт болезненны тем, что приводят к затягиванию сроков проведения ремонтных работ в домах. Тем более, что, по мнению ряда экспертов, размер взносов в регионах и без того меньше экономически обоснованных.

«Одной из причин низкой собираемости оплаты является недостаточная работа сотрудников регоператоров по взысканию задолженностей за капремонт, — отметила член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина. – Поэтому мы предлагаем создать стандарт эффективной деятельности фондов капитального ремонта. Это помогло бы составить рейтинг самых эффективных регоператоров и избавиться от наименее эффективных структур. А в качестве одного из показателей эффективности деятельности можно учитывать уровень собираемости взносов на капитальный ремонт. К примеру, если процент собираемости низкий, то нужно лишать руководителей регоператоров премий и бонусов».