Только три страны в истории запускали человека на орбиту. В минувшие выходные SpaceX стала первой частной компанией, которая отправила в космос собственный челнок с астронавтами на собственной многоразовой ракете с финальной стыковкой с Международной космической станцией. Этого успеха добилась компания, которая была основана в 2002 г. на территории бывшего склада в Калифорнии. Первоначально в SpaceX работало всего 10 человек.

Первый американский пилотируемый полет с мыса Канаверал на ракетоносителе Falcon 9 с кораблём Crew Dragon за девять лет открывает новый период в развитии космической отрасли. Компания SpaceX Илона Маска включилась в космическую программу без особого опыта и технической базы, но смогла достаточно быстро разработать уникальные технологии, включая возвращаемую многоразовую первую ступень и чисто американский ракетный двигатель Merlin. В отличие от конкурентов Boeing и Lockheed Martin, а также Northrop Grumman, SpaceX прокладывала себе путь не через долгую историю отношений с NASA, а через коммерчески привлекательное предложение для космических запусков.

Главным преимуществом SpaceX стала возможность повторного использования первой ступени, что существенно снижает стоимость запусков. Компанию обвиняют в демпинге космических услуг, но сам факт инженерных решений тяжело отвергать. В планах компании развитие технологий возврата не только первой, но и второй ступени. Кроме того, SpaceX может разработать тяжёлые ракетоносители, если в них будет потребность.

Космос в последние годы был обделён вниманием как инвесторов, так и государственных структур. Однако успешное проектирование и реализация проектов в SpaceX показывает, что он может быть коммерчески выгодным. Поэтому первый американский пилотируемый запуск за девять лет побуждает участников рынка более пристально смотреть на акции, связанные с космической отраслью. Возможно, что освоение Луны это не такая большая сказка фантастов, а лишь дело весьма неотдаленного будущего и эффективного управления проектами.

Объем мирового рынка космических полетов по оценкам Allied Market Research составил в 2019 г. $9,88 млрд и к 2027 г. прогнозируется рост до $32,41 млрд, что соответствует среднему ежегодному приросту 15,7%. Драйвером роста рынка является увеличение количества космических запусков.

Главным препятствием является высокий уровень начальных затрат, а также дефицит квалифицированной рабочей силы. Разработка SpaceX позволит американским налогоплательщикам сэкономить значительные суммы, поскольку именно частная компания смогла продемонстрировать, что дорогие космические полеты дороги не настолько, насколько это раньше обходилось бюджету страны.

Запуск NASA человека в Шаттле обходился в $170 млн за место по сравнению с $60–67 млн в капсуле Dragon. Стоимость доставки 1 килограмма груза в космос составляла в челноке 54,5 тыс., а с помощью ракеты Falcon стоимость упала до $2720. Это на 95% дешевле. Разработка Шаттла стоила $27,4 млрд, при этом на проектирование и изготовление Crew Dragon ушло 1,7 млрд. Это самый дешевый космический корабль за последние 60 лет. При этом SpaceX потратила 6 лет на то, чтобы реализовать первый успешный полет. Шаттл разрабатывали намного больше.

Почему же космический продукт частной компании по всем параметрам обходит на поворотах государственные разработки при колоссальной финансовой и ресурсной поддержке? Ответов несколько. Среди них заинтересованность в скорейшей монетизации своих усилий и конкуренция. Действительно, SpaceX приходилось учитывать, что аналогичные разработки идут сразу у нескольких компаний. Вот список:

·         Antrix Corporation Ltd.,

·         Mitsubishi Heavy Industries,

·         AIRBUS S.A.S (Arianespace),

·         Safran (Arianespace),

·         The Boeing Company (United Launch Alliance),

·         Lockheed Martin Corp. (United Launch Alliance),

·         «Роскосмос»,

·         Международная космическая компания Космотрас

·         S7 Space (Sea Launch),

·         Starsem,

·         Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация CASC,

·         Northrop Grumman Corp.

·         Astrobotic.,

·         Firefly Aerospace,

·         Шведская космическая корпорация SSC,

·         Maxar Technologies,

·         Vector Launch,

·         Virgin Galactic,

·         Blue Origin

В этом списке и гиганты в лице совместного предприятия United Launch Alliance, принадлежащего компаниям «Боинг» и «Локхид Мартин» и инновационный стартап Blue Origin Джеффа Безоса. Тот еще владеет компанией Virgin Orbit, которая разрабатывает ракеты, которые могут запускать в космос объекты с летящего Boeing 747 (воздушный старт). Это позволяет избежать негативного влияния плохих погодных условий, которые задержали запуск Dragon.

Особенно дерзким выглядит успех SpaceX по сравнению с «Боингом», который с 2014 г. разрабатывает частично многоразовый пилотируемый космический корабль CST-100 Starliner, совершив первый тестовый запуск в декабре 2019 г. Повторный тестовый полёт без экипажа был запланирован на осень 2020 г., и только после этого планировался полет с экипажем.

Главным выводом из случившегося является то, что космическая отрасль может развиваться не только за счёт государственных программ, но и на коммерческой основе. После запуска Falcon 9 с кораблём Crew Dragon Илон Маск заявил о том, что «нам нужно новое поколение мечтателей». С новыми мечтателями будет возможно решить любые задачи. Самого Маска рынок так и воспринимает в качестве бизнес-мечтателя, который умеет реализовывать свои мечты на коммерческой основе. Компания Tesla производит электромобили, но её акции также начали дорожать после успешного запуска Falcon 9 и Crew Dragon к МКС, что является признанием таланта Маска в бизнесе. В понедельник, 1 июня, акции Tesla открылись значительно выше котировок закрытия торгов в пятницу и выросли до $898,10 за бумагу, оставаясь всего на 5% ниже абсолютного рекордного максимума, сформированного 19 февраля перед новостями о распространении Covid-19 в других странах за пределами Китая. При этом акции Virgin Galactic с весьма символичным биржевым тикером SPCE подскочили в понедельник до $18,70, затем снизились до $17,52 по итогам дня, но остались в плюсе относительно закрытия в пятницу.

Амбиции Илона Маска находятся далеко за пределами земной орбиты: SpaceX уже работает над более крупным вариантом многоразовой ракеты Falcon 9 — Super Heavy, способную в капсуле Starship перевести 100 человек на Луну, в конечном счете и на Марс. Мечта Илона Маска — колонизировать Марс и обеспечить человечеству мультипланетное обитание. Маск планирует к 2050 г. создать на Марсе миллионный город. Сумасбродство? Нереально? Кто знает…

Михаил Шульгин, Андрей Кочетков «Открытие Брокер»