При этом отмечается рост стоимости золота в китайских юанях, а также многих других валютах, что указывает как на ослабление курсов валют относительно доллара США, так и на рост геополитических рисков в мире. Последний фактор особенно сильно способствует росту спроса в Азии на фоне эскалации торговой войны, а также на Ближнем Востоке, где в очередной раз могут обостриться военные действия.

В ходе последнего заседания 30 апреля-1 мая ФРС США приняла решение оставить процентные ставки без изменений. Однако действия президента США Д. Трампа по повышению импортных пошлин на товары из Китая увеличили политические и экономические риски, что оказывало значимую поддержку рынкам золота, серебра и платины.

При этом представители ФРС США сообщили, что не видят оснований для изменения процентных ставок, а инфляция в США продолжает стремиться к целевому показателю в 2%. Регулятор занял нейтральную позицию, стараясь не оказывать влияния на рынки.

Отход от текущей денежно-кредитной политики пока не представляется регулятору рациональным, но сокращение баланса активов ФРС США всё же притормаживается с мая 2019 г. до $15 млрд в месяц. Кроме того, программа сокращения баланса прекратится в сентябре 2019 г., а реинвестирование останется на уровне $20 млрд в месяц. Также принято решение сократить процент выплат банкам за избыточные резервы с 2,4% до 2,35%.

Пока не поступает ясность, как будет действовать регулятор в случае стагнации экономики США, но в случае отсутствия признаков ускорения наиболее вероятным развитием событий будет снижение процентной ставки во втором полугодии. Действия участников рынка указывают на то, что они видят относительно высокую вероятность снижения процентных ставок, но полагают, что этого будет достаточно для продолжения роста экономики до конца 2019 г. и в 2020 г.

По словам представителя ФРБ Нью-Йорка Л. Логана, ФРС США может понадобиться увеличить объём покупки казначейских облигаций по сравнению с докризисным периодом и прибегнуть к другим операциям на денежном рынке для реализации текущего подхода к управлению процентными ставками. Соответственно, программа стимулирования экономики может стать постоянной.

Экономика еврозоны в 2019 г. продолжает замедляться, о чём сообщается в квартальном отчёте ЕЦБ, а восстановление ожидается не ранее 2020 г. По сообщению ЕЦБ, риски спада в европейской экономике всё ещё сохраняются, что заставляет банк использовать инструменты стимулирования и сохранять мягкую денежно-кредитную политику.

Политическая ситуация в Европе остаётся сложной, что подталкивает инвесторов к накоплению золотого запаса. При этом ситуация немного улучшилась за счёт предоставления отсрочки Британии по Brexit до конца октября 2019 г. Это снижает вероятность выхода из ЕС без достижения договорённостей и общего экономического спада.

29 марта 2019 г. вступили в силу правила «Базель 3», принятые Банком международных расчетов (БМР), согласно которым золото вновь стало полностью безрисковым активом первого уровня, наравне с наличными денежными средствами и государственными облигациями. Пока этот фактор никак не отразился на рынке золота, но в долгосрочной перспективе может привести к увеличению спроса на золото со стороны мировой банковской системы.

В прошедший период запасы в золотых и палладиевых ETF-фондах продолжали сокращаться, но серебряные и платиновые ETF-фонды показали прирост запасов. Особенно сильное падение запасов наблюдалось в палладиевых ETF-фондах.

По данным WGC, в апреле 2019 г. происходил отток инвесторов из золотых ETF-фондов, запасы в которых сократились до 2424,1 т. Наибольшие потери понесли азиатские и американские фонды, потерявшие 3,8% и 3,7% соответственно. Запасы в европейских фондах близки к максимумам из-за неопределённости с Brexit.

Цены на золото в Шанхае на SGE в прошедший период подрастали под влиянием ослабления курса китайской валюты, а стоимость серебра и платины понизилась в результате опасений инвесторов по поводу возможного снижения промышленного потребления этих металлов.

По сообщению Банка Китая, в апреле 2019 г. было закуплено 15 т золота в золотой резерв. Официальный золотой запас страны в настоящее время составляет около 1900,5 т.

По данным China Gold Association, потребление золота в Китае в 1 кв. 2019 г. выросло на 0,7% в годовом выражении до 286,93 т.

По статистическим данным, нетто-импорт золота из Гонконга в Китай в марте 2019 г. вырос на 9,8% в месячном выражении и составил 36,392 т против 33,15 т в феврале 2019 г.

Премии на поставку физического золота в Китае в конце прошлой недели понизились до $6/8 за унцию, т.к. спрос слегка упал из-за выросших цен. Премии на поставку золота в Сингапуре составили $0,6/0,8 за унцию, в Гонконге подросли до $0,6/1,3 за унцию и в Токио – до $1/унция в связи с ростом спроса на фоне растущей неопределённости в торговле и экономике.

Розничный спрос в Индии в прошедший период снизился после завершения главного весеннего фестиваля, дилеры предлагали золото с дисконтом в $2/унция. Выборный сезон в Индии также подошел к концу, что снизило спрос на легальные покупки и повышает потенциал контрабандных поставок, замедлившихся в период выборов. По данным Всеиндийского национального совета по драгоценным камням и ювелирным изделиям (GJC), операторы «серого» рынка не желали рисковать во время выборов, что повысило дилерские закупки золота в банках.

Всемирный золотой совет (WGC) опубликовал отчёт по рынку золота за 1 кв. 2019 г., в котором избыток золота в мире составил 96,7 т на конец 1 квартала текущего года. Мировое потребление золота в 1 кв. 2019 г. выросло на 7% к 1 кв. 2018 г.

Ювелирное потребление золота в мире выросло на 0,6% в годовом выражении. Рост ювелирного и инвестиционного спроса в Индии составил 5% и 4% соответственно, а в Китае ювелирный и инвестиционный спрос в 1 кв. 2019 г. понизился на 2% и 8% соответственно. Общий инвестиционный спрос в мире вырос на 3,4% в годовом выражении.

Официальный спрос со стороны Центробанков продолжал расти и в 1 кв. 2019 г. увеличился на 68% в годовом выражении. Официальный сектор остается крупным покупателем золота в текущем году. По данным МВФ, Центробанки с начала года по конец марта 2019 г. закупили 117 т золота. В пятёрке лидеров по покупкам остаются Банки России, Китая, Турции, Индии. По оценке банка UBS, в 2019 г. официальные закупки Центробанков могут составить 650 т золота.

Вложения в ETF-фонды в 1 кв. 2019 г. выросли на 48,7% в годовом выражении. Максимальный прирост запасов получили европейские фонды.

Добыча золота в мире в 1 кв. 2019 г. подросла, но общее предложение металла снизилось за счёт сокращения операций хеджирования со стороны крупных производителей.

По данным Минфина РФ, производство золота в России в январе-феврале 2019 г. составило 36,3 т, что на 8% больше, чем в аналогичный период 2018 г. Первичная добыча металла выросла на 9%, попутное производство – на 22%, а вторичная переработка снизилась на 1%.

Производство серебра в России в январе-феврале 2019 г. упало на 17% к аналогичному периоду 2018 г. до 140,84 т. Добыча серебра упала на 9%, вторичная переработка – на 48%, а попутное производство выросло на 9%.

По сообщению Гохрана РФ, в текущем году планируется продолжение покупок золота и ювелирных изделий в резервы, после того, как в 2018 г. было потрачено на эти цели около 8,5 млрд рублей. В 2019-20 годах планируется потратить на закупки драгоценных металлов и камней около 10,5 млрд рублей.

По сообщению представителей Госдумы РФ, достигнута договоренность об отмене НДС на оборот химически чистого золота, которое может использоваться для производства инвестиционных монет и слитков. Планируется создание рабочей группы для рассмотрения законопроекта, который могут принять до конца 2019 г.

По данным Монетного двора США, в апреле 2019 г. было продано 8,50 тыс. унций золотых монет и 1,196 млн унций серебряных монет. За 4 мес. 2019 г. продажи золотых и серебряных монет на 37% превысили продажи за 4 мес. 2018 г. Также с начала года было продано 40 тыс. унций платиновых монет, которые в прошлом году не продавались.

По данным австралийского монетного двора The Pert Mint, продажи золотых монет в апреле 2019 г. составили 19,991 тыс. унций против 32,757 тыс. унций в марте 2019 г. Продажи серебряных монет составили 906,219 тыс. унций против 935,819 тыс. унций.

В прошедший период цены на золото несколько раз тестировали сильный уровень поддержки $1270, однако политические и экономические риски вновь и вновь выводили рынок к уровню $1300. Пока рынку не удалось закрепиться выше этого сильного уровня сопротивления, но снижение на американском фондовом рынке и ожидаемое ухудшение экономической ситуации в мире будут способствовать росту цен на золото. Кроме того, дополнительную поддержку с сентября 2019 г. может начать оказывать политика ФРС США в отношении покупки казначейских облигаций.

По майскому опросу Reuters, ожидается, что замедление мировой экономики, нестабильность на фондовом рынке, пауза в повышении процентных ставок и потенциальная слабость доллара США приведут к повышению среднегодовых цен на золото до самого высокого уровня с 2013 г.

Среднегодовая стоимость золота оценивается опрошенными аналитиками в 2019 г. на уровне $1322, в 2020 г. – на уровне $1369. Среднегодовая стоимость серебра в 2019 г. оценивается на уровне $16,05, в 2020 г. – на уровне $17,0.

Цены на серебро в прошедший период показывали поступательное снижение от уровня $15,557 к уровню $14,37 под давлением сокращающегося потенциала промышленного спроса.

В опубликованном Институтом серебра отчёте отмечаются сильные фундаментальные факторы: произошедший в 2018 г. рост мирового спроса на металл и одновременное сокращение предложения. Мировое потребление серебра в 2018 г. выросло на 3,5% к 2017 г. за счёт значительного роста инвестиционного спроса, в первую очередь, покупок монет и слитков. В Индии наблюдался исключительно высокий спрос на серебро в 2018 г., в том числе из-за высоких цен на золото.

Промышленное потребление серебра в 2018 г. снизилось на 1,2% к 2017 г. в связи с падением потребления серебра в производстве солнечных батарей. Падение спроса также отмечалось со стороны производителей электроники и сплавов.

При этом предложение серебра в мире продолжало снижаться третий год подряд за счёт снижения попутного производства при производстве свинца и цинка. Кроме того, падение цен на серебро вызвало снижение предложения лома.

В результате описанных факторов баланс мирового рынка физического серебра к концу 2018 г. сложился с небольшим дефицитом в размере 29,2 млн унций, но с учетом увеличившегося формирования биржевых запасов под «бумажные» контракты дефицит на рынке оценивается в размере 80,1 млн унций.

Ситуация на рынке платины в прошедший период отмечалась резкой сменой настроения инвесторов. Цены резко выросли до уровня $912 к началу апреля, после чего понизились до $818. Спред между золотом и платиной составляет +$464/унция. Спред между платиной и палладием сузился до $496/унция.

По майскому опросу Reuters, спред между платиной и палладием в 2019 г. в среднем составит $485 за унцию в пользу палладия, но в 2020 г. ожидается сужение спреда за счёт роста цен на платину. Среднегодовая стоимость платины в 2019 г. оценивается на уровне $865, в 2020 г. – на уровне $925.

По оценке банка UBS, несмотря на сложное фундаментальное положение на рынке платины, инвестиционный спрос в платиновых ETF-фондах с начала года значительно вырос (по данным Reuters, рост составил 6,9%), что отражает несколько факторов:

1) инвесторы считают, что рынок платины фундаментально поддержан на текущих уровнях с учётом предполагаемого роста цены на золото;

2) спред между платиной и палладием остается слишком широким, что поддерживает рынок платины;

3) растёт вероятность перебоя с поставками платины из ЮАР, т.к. обычно летом происходит пересмотр трудовых договоров компаний, с работниками, часто сопровождающийся забастовками.

Кроме того, позитивным фактором для рынка платины выступает рост регистрации коммерческих автомобилей в феврале 2019 г. на 4,7% в годовом выражении в ЕС, автомобильная промышленность которого является крупнейшим потребителем платины в мире.

По опубликованному в мае обзору рынка платины отраслевым агентством WPIC ситуация на рынке платины постепенно улучшается за счёт растущего инвестиционного спроса со стороны крупных инвесторов. Росту инвестиций в платиновые ETF-фонды способствовала стабилизация ситуации на европейском рынке автомобилей с дизельным двигателем, доля которых завершила падение на уровне 32% от всего европейского автопарка.

К тому же низкие цены на металл увеличили риски снижения предложения со стороны добытчиков, а рост рисков трудовых споров на шахтах в ЮАР до сих пор остается поддерживающим цены фактором. По данным статистического бюро ЮАР, производство платиноидов в марте 2019 г. снизилось на 0,5% в годовом выражении после роста на 17,8% в феврале 2019 г. Производство золота в стране продолжало падать – в марте 2019 г. снижение составило 17,7% в годовом выражении.

По прогнозу WPIC, избыток на рынке платины на конец 2019 г. снизится почти в два раза относительно 2018 г. до 375 тыс. унций. Мировое предложение платины в 2019 г. вырастет на 4%, а мировое потребление увеличится на 8% к 2018 г. При этом наземные запасы металла вырастут на 13%.

Рынок палладия в прошедший период демонстрировал накал спекулятивных страстей. Цены на фьючерсном рынке палладия вырастали к уровню $1572, после чего резко понизились к уровню $1314, показав одномоментный провал до уровня $1264. Эскалация торговой войны, в совокупности с падающим спросом на автомобили в Китае, оказывает негативное влияние на рынок палладия.

По данным китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), продажи автомобилей в Китае в апреле 2019 г. упали на 14,6% в годовом выражении, составив 1,98 млн единиц. При этом в феврале и марте 2019 г. падение продаж составило 14% и 5,2% соответственно к аналогичному месяцу прошлого года.

По сообщению автосалона в Нью-Йорке спрос на электромобили остаётся низким, хотя инвестиции в их производство продолжают расти. Ожидается, что рост спроса начнётся лишь после достижения необходимого уровня развития инфраструктуры дозаправки, а также снижения общего уровня цен. Автопроизводители не ожидают быстрого роста массового спроса на электромобили.

По оценке компании «Норильский никель», спрос на палладий в 2019 г. останется выше предложения металла, что обусловит сохранение дефицитного рынка. В 2017-18 годах из фонда компании было продано более 1 млн унций палладия. Компания не ожидает значительного роста предложения металлов платиновой группы в мире в ближайшие годы.

Фундаментальные факторы на рынке палладия показывают дефицит, который, по оценке Metals Focus, составит около 789 тыс. унций в этом году, также ожидается сохранение дефицита аналогичного размера в течение нескольких следующих лет. При этом снижение продаж автомобилей на ключевых рынках, в частности в США и Китае, может привести к снижению цен на палладий. Среднегодовая стоимость палладия в 2019 г. оценивается на уровне $1350, в 2020 г. – на уровне $1275.

Таким образом, основными влияющими на рынки драгоценных металлов факторами остаются: политика основных Центробанков мира, в первую очередь, ФРС США, а также развитие торговых войн и растущая политическая напряженность в мире. Ожидание рецессии вселяет в инвесторов надежду на смягчение денежно-кредитной политики ФРС в случае ухудшения экономических показателей, что станет сильной поддержкой для золота, серебра и платины.

В то же время, темпы роста цен на золото будут превышать темпы роста цен на серебро и платину в связи с высокой долей промышленного спроса в двух последних металлах. Рынок палладия продолжит получать умеренную поддержку от ожидаемого дефицита металла на рынке, однако замедление промышленного спроса может привести к продолжению снижения цен.

Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер»