Но это я. У каждого свое видение ситуации). Тем временем, подавляющее большинство мировых торговых площадок не сумело отметиться сегодня хотя бы малейшими признаками оптимизма, снижаясь в течение дня в той или иной степени. К чему, собственно, и перейдем, возвратясь к родным баранам чуть ниже.

Первой, как водится, отчиталась Япония. Просто потому, что у них солнце встает раньше, из-за чего они свою страну и называют соответствующим образом. Индекс настроений крупных производителей за 4-й квартал от Tankan (что это за зверь, мы писали накануне – сие есть индикатор деловой активности, представляющий собой ежеквартальный экономический обзор, публикуемый департаментом статистики и исследований Банка Японии) остался неизменным на уровне 19, в то время, как аналитики предрекали его снижение до 17. Аналогичный индекс от крупных непроизводственных компаний и вовсе вырос с 22 до 24, хотя эксперты ждали снижения до 21. Динамика объёмов промышленного производства тоже осталась на прежнем уровне, составив 2,9%. Рынки ждали снижения до 2,8%. Изменение объемов промышленного производство в Китае упало с 5,9% до 5,4%, хотя изменений не ожидалось. Объемы розничных продаж снизились с 8,6% до 8,1%, хотя эксперты надеялись увидеть рост до 8,8%. Уровень безработицы незначительно снизился – с 4,9% до 4,8%.

Большинство стран мира сегодня отчитывалось по индексам деловой активности в производственном секторе и секторе услуг. Результаты были плохие абсолютно у всех – Франция, Германия, ЕС и «прочие Европы» показали снижение того или иного масштаба, что не замедлило сказаться на динамике биржевых индексов. Добавим сюда «эффект пятницы», когда многие инвесторы предпочитают зафиксировать прибыль последних дней, и становится неудивительным, что итоговый результат выглядел совершенно не обнадеживающе: к 18:55 британский FTSE100 просел на 0,32% — до уровня 6856 п., САС40 упал на 0,67%, до 4864 п., немецкий DAX опустился на 0,40% до 10881 п.

Основной новостью для России, и мы говорили об этом выше, являлось решение ЦБ РФ по ставке и последующие комментарии. Напомним вкратце, каков был расклад «до боя». То, что регулятору придется повышать ставку, сомнений не было. Вопрос был в том, когда. Или сейчас ничего не менять, учитывая, что темпы роста инфляции снизились, показав в ноябре значение 3,8% и, судя по всему, выходя на конец года даже без участия извне на целевой уровень в 4,0%. Но тогда были риски, что в феврале, а заседания ЦБ планируются на февраль и март, и хотя «под ставку» планировался март, при негативном развитии событий вполне подошел бы и февраль, придется повышать ставку уже «запрыгивая в последний вагон». Впрочем, в том случае, если бы темпы инфляции, вызванные повышением налоговой нагрузки и введением нового пакета санкций, обошли бы по темпам то, что ожидалось. Либо можно было принять превентивные меры, подняв ставку заранее и подстраховаться, несмотря на неплохие данные по текущей инфляции. Регулятор выбрал более надежный вариант: «поднимаем ставку заранее, так как все равно до весны придется поднимать, но лучше настелить соломы там, где скорей всего отечественная экономика приложится пятой точкой о жёсткие реалии рынка». Так и сделали. Что касается покупок валюты в рамках бюджетного правила, то о них поговорим чуть позже – в разделе, посвящённом денежному рынку. Итак, ставку подняли с 7,50% до 7,75%. О последствиях (позитивных и негативных) поговорим в следующий раз, так как если мы затянем эту песню сейчас, то, боюсь, читать уснет на середине рассказа.

Из прочего, озвученного сегодня Банком России, стоит отметить заявление, о поддержке ФАС в части ограничения права госбанков на покупку частные банки. Похвальная мысль, осталось дождаться озвучивания конкретных механизмов реализации столь нужной инициативы.

Реакция российских рынков на заявление ЦБ была вполне предсказуема – минимум инициативы с утра, бурный, но кратковременный рост по факту выхода новости, и последующая коррекция по осмыслению произошедшего. Осмысление обернулось тем, что закрылись отечественные рынки ниже, чем открылись. Впрочем, незначительно. По итогам дня индекс РТС упал на 1,14%, до 1117 п., а индекс МосБиржи снизился до 2366 п. (-0,54%). Наибольшей рост показали ОВК (+3,47%), САФМАР (+2,03%), «Мегафон» (+1,59%), НОВАТЭК (+1,52%), ГДР «Пятерочки» (+1,33%) и МТС (+1,03%). Сильней других вполне ожидаемо снизились акции нефтяных компаний: «Сбербанк» (-2,24%), «РуссНефть» (-2,22%), «РусГидро» (-1,76%), «Мосбиржа» (-1,75%) и «Мечел» (-1,66%).

Сырьевой рынок продолжает оставаться под прессом огромного количества неопределенностей, которые не сумело снять даже заседания ОПЕК. В отличие от большинства предыдущих случаев, когда рынкам все было более-менее понятно сразу по выходу окончательного релиза, в этот раз инвесторы продолжают гадать, как в итоге развернутся ситуация. Вроде бы, Саудовская Аравия заявила, что с января 2019 года может значительно снизить поставки нефти в США: по сообщению Bloomberg, в январе общий объем экспорта королевства снизится примерно до 7 миллионов баррелей в сутки по сравнению с примерно 8 миллионами баррелей в день в ноябре-декабре. С другой стороны, и мы говорили об этом ранее, нет никакой уверенности в сохранении дисциплины со стороны целого ряда иных участников картеля.

Что до России, то глава ЦБ высказала сегодня предположение, что соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти ограничивает риски избыточного предложения углеводородов, хотя и не устраняет их. Одновременно регулятор понизил прогноз по нефти до 55 долл./ барр. против 63 долл./барр. ранее. По мнению Банка России, основные риски лежат в плоскости негативных прогнозов по темпам развития мировой экономики, а также роста сланцевой добычи в США.

Вечером (в 21:00 мск) ожидается публикация данных по числу буровых установок от Baker Hughes, которые, впрочем, вряд ли сумею кардинально изменить ситуацию. Стоимость углеводородов, большую часть дня державшаяся в боковом движении, все же к вчера стала заметно снижаться, и по состоянию на 18:55 мск. составила 60,65 долл./барр. по нефти марки BRENT, и– 51,60 долл./ барр. по техасской WTI

Из сегодняшнего заявления Банка России следует, что регулятор вернется к покупкам валюты в рамках бюджетного правила на внутреннем рынке 15 января 2019 года. Напомним, что в августе Банк России заявил о приостановке покупки валюты до конца сентября. А в сентябре ЦБ продлил мораторий на покупку валюты до декабря 2018 года. Российский рубль на столь безрадостном фоне начал понемногу терять по отношению к остальным ведущим мировым валютам. Впрочем, динамика была совсем разная. К евро рубль рухнул еще с утра, а потом сумел вернуться на прежние уровни. По отношению к доллару российская валюта большую часть дня была индифферентна, но под вечер начала заметно падать. В итоге на момент закрытия отечественных фондовых площадок за один доллар давали 66,73 руб./долл., а за евро — 75,35 руб./евро.

В США выходило столь значительное количество статистики, что перечислять всю мы не будем, дабы не оказаться побитыми нетерпеливым читателем. Отметим лишь, что она была крайне неоднородна, показав где-то заметное улучшение, где-то нейтральную динамику, а где-то заметно ухудшившись. Американские рынки открылись на этом фоне умеренно негативно (гэпом вниз, как водится, что на фоне короткой торговой сессии вполне объяснимо), и продолжив падать затем. В итоге по состоянию на 18:50 индекс DJIA показывал 24358 п. (-0,97%), S&P500 — 2631 п. (-0,75%), а NASD COMP – 7024 п. (-0,65%).

Основной новостью, определяющей настроения инвесторов на следующей неделе, станет заседание Федеральной Резервной Системы по изменению процентной ставки, которое состоится в среду 19.12 2018. Все прочие новости, быть может, за исключением динамики стоимости углеводородов, определенно отходят на второй план.


Алексей Коренев, аналитик группы компаний «ФИНАМ»