«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Telegram
18+

Научная молодежь: как растить и привлекать

На Российском форуме «Молодежь и наука» один из фокусов внимания был сосредоточен на подготовке молодых специалистов. 

В преддверии 300-летия РАН, которое будет в 2024 году, круглый стол «Академия молодых ученых: на пути к 300-летию РАН» был посвящён обсуждению роли молодых учёных в реализации целей и задач Российской академии наук.

Александр Сергеев, президент РАН, представил результаты опроса ВЦИОМ, которые продемонстрируют отношение российской нации к науке, исследовательской деятельности и ученым. Интересные и важные показатели – родительские, где взрослые говорили о потенциальной возможности ребенка стать исследователем и желательности такой карьеры. Исходя из них, можно понять перспективы развития и Академии, и самой науки. 64% респондентов хотят видеть своих детей в сфере науки. Позитивные оценки ожиданий респондентов удивляют, потому что они противоречат результатам других заданных вопросов. Аналогичные противоречия присутствуют и в результатах иных соцпоросов.

Разговор о молодых ученых вновь сместил фокус внимания участников на общие проблемы и вопросы финансирования. Александр Сергеев предложил посмотреть на проблему со стороны ВВП:

«Сейчас, если говорить об ученых, у нас около 350 тысяч исследователей, и 400 тысяч, если смотреть по экономическим категориям с полной занятостью. Много это или мало?

Если говорить по занятым в экономике, обычно считается на 10 тысяч, то у нас сейчас 56 ученых на 10 тысяч занятого населения. Это уже результат плохой.

Понимаете, мы все-таки живем в капиталистической системе, надо сравнивать с другими странами. То тогда мы не сильно и отличаемся, если брать процент ВВП на науку в стране и брать процент занятых в науке. Если брать тех, с кем мы привыкли себя сравнивать, там число ученых на 10 тысяч около 100 человек, а процент ВВП, который тратится на науку – от 2 до 3%.  В этом смысле, имея 1,1% ВВП, мы это соотношение и получаем.

Как нам Вячеслав Алексеевич [Никонов] встал и сказал: «Наука недофинансирована». Вот на науку у нас 1,1% ВВП идет, и хватает нам для того, чтобы эта наука у нас была, на то количество ученых, которое есть, оно просто адекватно соответствует.

Пока у нас не увеличится процент ВВП, идущий в науку, не надо нам больше ученых. Потому что будем больше готовить, а они за границу уезжать. И чем лучше будем готовить, тем больше будет уезжать. Проблема заключается в том, как нам увеличить этот процент.

Я считаю, что ничего особенного с кадрами не происходит, а надо, чтобы процент ВВП поднялся. Все, что может, государство дает. Попросим больше у государства, тогда 10 тысяч на ребенка не получат родители в августе этого года. Мы должны понимать, что бюджет нерезиновый, поэтому: бизнес, бизнес и еще раз бизнес».

Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС» подчеркнул, что кадровые проблемы необходимо решать, причем структурными переменами:

«Когда мы говорим о привлечении молодежи в науку, большое значение придаем величине заработной платы молодых ученых. Безусловно, это важный фактор, так как уверенность в стабильном финансировании будет способствовать увеличению числа аспирантов и постдоков в вузах и институтах РАН. Однако, на мой взгляд, не менее важны инфраструктурные изменения, направленные на улучшение качества жизни в регионах. После их проведения кадровая проблема, которая существует не только в науке, не будет стоять настолько остро.

Сегодня, безусловно, существует мода на науку и отношение общества к ученым за последние годы сильно изменилось. Во многом этому способствует система, сформированная в школах, когда учащихся вовлекают в проектную деятельность, приобщают к исследовательской деятельности в том числе через множество совместных проектов с вузами. Очень важна и популяризация научного знания, чем должны заниматься и ведущие университеты, и институты РАН».

Продолжение дискуссия получила на круглом столе , где эксперты обсуждали кризис российской аспирантуры.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, представил исследование, в котором факторами кризиса стали очевидные недостатки, требующие системных изменений: финансирование, слабость академической поддержки аспирантов, низкое качество исследовательской подготовки, рассогласование исследовательских задач аспирантов и большой научной повестки, а, следовательно, неясность перспектив.

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, предложил внимательней обратить внимание на целевую аспирантуру, которая особенно актуальна для отраслевых вузов:

«Когда мы оцениваем укомплектованность научными кадрами институтов РАН и ведущих университетов, которые реализовывали программы развития – это одна история. Когда мы говорим об институтах, университетах, которые не были включены в федеральную повестку – там вопрос смены поколений и закрытия ниш проваленного среднего возраста очень актуален.

Пример даже моего университета [МАДИ], который входит в когорту ведущих 100 университетов: средний возраст ВАКовского профессора – 71 год. И это – очень существенный провал. А средний возраст заведующего кафедрой – 65 лет.

Соответственно восполнение, подпорка молодыми в течение ближайших 10 лет встанет достаточно остро. Здесь аспирантура является одним из инструментов, кроме того, что привлекать из других вузов, а также использовать инструменты «России – страны возможностей» и трека «Наука».

Второй момент – целевая аспирантура для региональных университетов, особенно в узких отраслевых тематиках. Если взять область компетенций Московского автомобильного дорожного института – это автомобильный транспорт во всем его жизненном цикле от разработки до утилизации и дорожное строительство. Эти направления есть в каждом регионе, но не являются системообразующими. В результате затруднительно обеспечить профессорско-преподавательский состав качественно исследовательскими кадрами. Ведь эти научные направления – неглавные для данного университета.

И тогда сосредоточение подготовки по таким узким местам в ведущих университетах целевой аспирантуры и дальнейшее возвращение на должности профессорско-преподавательского состава аспирантов, успешно закончивших аспирантуру, станет подпоркой для региональных вузах в виде научных кадров, прошедших подготовку в ведущих научно-образовательных центрах».

 

Очевидно, что уже давно назрела та реформа аспирантуры, которая проводится в настоящий момент – с возвратом к обязательной защите, активным внедрением грантового формата, специальных конкурсных программ поддержки аспирантов. Аспирантура находится в зоне пересечения научного и кадрового прорыва, она должна стать частью парадигмы развития научных и научно-образовательных центров мирового уровня и программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: