«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Telegram
18+

Генеральный конструктор ОАО "АМНТК "Союз" Мкртич Окроян о ОАО "АМНТК "Союз"

История ОАО "Авиамоторный научно-технический комплекс "Союз" - мирового лидера по количеству турбореактивных двигателей, произведенных по его чертежам, началась в 1943 году с постановления Госкомитета обороны № 2916, которым был создан "Опытный завод №300".

Легендарный советский конструктор Александр Микулин, ставший первым главой завода, сумел убедить высшее руководство в необходимости основания первого в стране предприятия, способного вести конструкторские и экспериментальные работы по созданию авиационных двигателей.

На самом дела, за аббревиатурой АМНТК срывается великая история и гордость нашей страны, передовой опыт, не имевший в свое время аналогов в мире.

 

По словам генерального конструктора ОАО "АМНТК "Союз" Мкртича Окрояна, это научно-техническое конструкторское бюро, продвигавшее турбореактивное двигателестроение, разработало первые образцы практически всех типов турбореактивных двигателей. За время существования АМНТК "Союз" по его разработкам предприятиями было выпущено более 340 тысяч турбореактивных двигателей.

На самолетах с двигателями АМНТК "Союз" было установлено свыше 100 мировых рекордов. А еще в копилке достижений АМНТК - создание 18 базовых двигателей и 44 модификации газотурбинных двигателей. Модельный ряд - практически самый полный в мире.

«Российская газета», посвятившая на этой неделе достижениям АМНТК "Союз" большой материал, напоминает, что при генеральном конструкторе Микулине и далее при Туманском и Фаворском были созданы турбореактивные двигатели АМ-3 (для самолетов Ту-16, М-4 и Ту-104), АМ-5 (для Як-25), РД-9Б (для МиГ-19), Р11-300 (для Миг-21), после него - Р15Б-300 (для МиГ-25), Р95-300 (для дозвуковых крылатых ракет), Р79В-300 (для Як-141), газотурбинные мощности 30 МВТ, Р-579-300 и многие другие. «Все они на момент создания были лучшими в мире, и остаются таковыми по настоящее время",- отмечает «РГ».

«Первый турбореактивный двухконтурный двигатель, по сути, был создан у нас», - рассказал в интервью «РГ» Мкртич Окроян.  За годы от 300-го завода отпочковалось много бюро. Они модернизировали двигатели, которые были разработаны АМНТК. А "Союз" как разрабатывал, так и разрабатывает образцы нового поколения.

«У нас и сейчас есть масса разработок, имеющих серьезные конкурентные перспективы», отмечает Окроян. - АМНТК "Союз" имеет серьезный бренд: люди понимают, что такой-то двигатель был разработан КБ, у которого понятие качества - превыше всего.

Конструкторы «Союза» всегда работали только на перспективу. Они создавали будущее. «Именно это вкупе с их искренней преданностью профессии и своей стране помогло пережить "лихие 90-е», - уверен главный конструктор.

Научным и конструкторским организациям в 90-е стало сложно выживать потому, например, что у большинства КБ не было своего серийного производства, заводов, на которых можно было бы производить товар и продавать его. Отсутствие средств и заказов привело к резкому сокращению кадров. В начале 2000-х годов пришлось спасать АМНТК "Союз" от полного разорения несмотря на то, что к началу 90-х перспективные разработки АМНТК "Союз" опережали конкурентов лет на 25-30.

Тогдашнему руководству удалось решить задачу сохранения научного потенциала и "старых" кадров. Предприятию также удалось сохранить испытательные стенды, без которых оно не смогло бы столь эффективно работать сейчас, документацию и специалистов, за которыми, как и за технологиями, охотились многие.

Помогло и то, что "Союз" всегда разрабатывал технологии будущего, а не занимался модернизацией существующих агрегатов, отмечает Окроян. Здесь, например, были созданы те удивительные советские компрессоры последующих поколений, практически основа двигателей по всему модельному ряду от 180 кг до 45 тонн, которые на стыке времен мы просто не успели внедрить. Но сегодня они снова в деле. К слову, в США, в рамках разработок для истребительной авиации, такие агрегаты появились лет через 25 после нас.

«Дефицит кадров имеется, - признается Окроян. - Но у нас по-прежнему работают очень интересные специалисты, нам удалось сохранить академическую школу. Разработка двигателей - это одно из самых привлекательных инновационных направлений в инженерии. Молодые специалисты с удовольствием занимаются этим и охотно идут к нам».

По словам генерального конструктора, АМНТК "Союз" сегодня переживает этап возрождения, а его старые наработки получают новую жизнь. Например, в 90-е остался нереализованным проект серийного производства двигателя для Як-141 - палубного самолета вертикального взлета и посадки. Аналогов в мире ему нет и сейчас. Считается, что он опередил свое время лет на 50. А в "Союзе" уверяют, что в ближайшее время Россия может получить даже модифицированный двигатель, который уж точно надолго обеспечит ей преимущество в этой сфере.

В современных условиях КБ надо бы обладать собственным производством (небольшое опытное производство есть, но его недостаточно).  Ведь двигатель, рассказывает Мкртич Окроян - не конечный товар. Он идет как часть продукта, необходимого заказчику. Поэтому АМНТК "Союз" взялся за разработку высокооборотного генератора. Вместе с двигателем они составят конечный продукт. Вопрос лишь в том, как выпустить его в серию.

Сейчас АМНТК "Союз" всерьез занялся созданием независимых производственных мощностей, которые позволят ему выйти на серийное производство в рамках единого холдинга.

Как пишет «РГ», КБ намерено построить завод, который обеспечит работой 2,5 тысячи высококвалифицированных работников. Планируется, что он будет выпускать двигатели не только для гражданской и военной авиации, но и для других отраслей, и поможет вернуть "Союзу" былую славу.

Источник

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: