«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Google Plus
18+

О правовом статусе благотворительных организаций

Благотворительные организации могут быть созданы в Российской Федерации для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Так, под благотворительной организацией понимается некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) целей путем осуществления благотворительной деятельности.


Благотворительная деятельность может осуществляться только в строго определенных целях. Их исчерпывающий перечень установлен ст. 2 Федерального закона № 135-ФЗ. В иных целях благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляться не может.

Статьей 4 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено право граждан и юридических лиц беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ наличие высшего органа управления благотворительной организацией в структуре органов управления является обязательным, таким органом является коллегиальный орган благотворительной организации, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации. Компетенция высшего органа управления благотворительной организацией определена пунктом 2 указанной статьи.

Одним из основных документов, позволяющих благотворительной организации вести планирование и учет своей финансовой деятельности являются благотворительные программы, разрабатываемые благотворительными организациями и утверждаемые высшим органом управления благотворительной организацией. Требования к содержанию благотворительных программ установлены ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ.

При осуществлении финансовой деятельности органам управления благотворительной организацией во избежание допущения нарушений действующего законодательства Российской Федерации следует учитывать, что:

- средства благотворительной организации могут расходоваться на благотворительные цели и на содержание благотворительной организации, а при превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана;

- не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной или натуральной формах должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования;

- целевые пожертвования, направляемые на реализацию благотворительной программы, используются в соответствии с условиями этого пожертвования;

- поступления из бюджета и государственных внебюджетных фондов должны быть израсходованы на благотворительные цели полностью.

- на финансирование благотворительных программ после уплаты всех причитающихся в соответствии с действующим законодательством платежей в бюджет благотворительной организацией должно быть использовано не менее 80% доходов от внереализационных операций, включая доходы от акций и других ценных бумаг, доходов от мероприятий по привлечению ресурсов, доходов от учреждений, созданных благотворительной организацией, полученных за счет предоставленных им льгот, доходов от предпринимательской деятельности.

Особое внимание стоит уделить ограничениям, установленным Федеральным законом № 135-ФЗ, согласно которым благотворительная организация не вправе:

- направлять пожертвования, сделанные на определенные цели, на иные цели, в том числе благотворительные, без согласия благотворителя;

- использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год (не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ);

- расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки и оказания помощи коммерческим предприятиям, политическим партиям, движениям и группам, а также на проведение избирательных кампаний;

- осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения иных целей, кроме предпринимательской деятельности для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям;

- участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Учитывая вызванную усложнившейся эпидемиологической ситуацией и существующей угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации тенденцию к увеличению количества некоммерческих организаций, изъявляющих желание оказывать благотворительную помощь в виде направления пожертвований, во избежание возможной квалификации органами контроля (надзора) использования такими организациями своего имущества как нецелевого, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее – Управление) рекомендует некоммерческим организациям обратить внимание на необходимость определения целевого назначения использования получателем вносимых пожертвований.

Управление наделено полномочиями по государственной регистрации благотворительных организаций на территории Саратовской области и по контролю за соответствием деятельности благотворительных организаций их уставным целям. Контроль в отношении благотворительных организаций осуществляется посредством проведения проверок их деятельности, а также анализа предоставляемой ежегодной отчетности.

Некоммерческие организации, являющиеся благотворительными, в зависимости организационно-правовой формы, в которой создана организация, представляют в Управление отчетность по формам, установленным приказом

Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», в сроки, установленные приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», - ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В дополнение к указанной отчетности все благотворительные организации, зарегистрированные на территории Саратовской области, обязаны ежегодно (в срок не позднее 31 марта) представлять в Управление отчет о своей деятельности содержащий сведения, изложенные в п. 2 ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства Российской Федерации, выявленными в результате исполнения Управлением государственной функции по осуществлению контроля в отношении благотворительных организаций, являются:

- отсутствие благотворительных программ;

- несоответствие содержания благотворительных программ законодательству Российской Федерации, например, в части отсутствия в них сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы).

Также при анализе отчетов некоммерческих организаций Управлением выявлен ряд типичных недостатков, свойственных части отчетов некоммерческих организаций, в том числе, являющихся благотворительными, а именно:

- отчеты о благотворительной деятельности содержат не все сведения, предусмотренные ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ;

- при заполнении отчетов некоммерческие организации не полностью указывают наименование некоммерческой организации, предоставляющей отчетность;

- не всегда заполняется раздел ИНН/КПП, а также лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в некоммерческой организации;

- при заполнении листа А формы ОН0001 в сведениях о персональном составе руководящих органов организации не полностью заполняются сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, а именно не заполняются дата рождения, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность и адрес (место жительства);

- в графах отчетности, в которых показатели не подлежат внесению ввиду их отсутствия, не всегда проставляются прочерки.

Дополнительно Управление информирует о вступлении в силу 05.10.2020 изменений в Федеральный закон № 135-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 07.04.2020 № 113-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», согласно которым некоммерческая организация, использующая ящик для сбора благотворительных пожертвований, должна иметь положение о программе или иной акт, в соответствии с которым будет проводиться сбор благотворительных пожертвований, и публиковать отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований (в том числе на сайте организации в

информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (п. 5 ст. 16.1 Федерального закона № 135-ФЗ).

Требования к форме и срокам опубликования указанного отчета установлены приказом Минюста России от 31.08.2020 № 190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований», вступающим в силу 05.10.2020, согласно которым некоммерческая организация, использующая ящик (ящики) для сбора благотворительных пожертвований, обязана публиковать отчет на информационных ресурсах Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.gov.ru) и официальные сайты его территориальных органов, а также на сайте некоммерческой организации (при наличии сайта) ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Указанные нормы не применяются в отношении ящиков для сбора благотворительных пожертвований, размещаемых религиозными организациями в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных их уставами.

Также 01.10.2020 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 25.05.2020 № 163-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», согласно которым страхованию подлежат вклады, размещенные в том числе: - казачьими обществами, внесенными в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- религиозными организациями;

- благотворительными фондами;

- некоммерческими организациями - исполнителями общественно полезных услуг, деятельность которых соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и сведения о которых содержатся в реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.

Подготовлено Управлением Минюста России по Саратовской области

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: