Местное самоуправление: чем может удивить страна вольных городов?

Сегодня в ФРГ есть четко прописанная в законодательстве иерархия городов.

Официальный портал Екатеринбурга продолжает публикацию серии материалов, посвященных тому, как реализуется местное самоуправление в других странах мира. Сегодня речь пойдет о Германии, стране вольных городов.

Местное самоуправление ФРГ имеет одну из самых сложных и противоречивых историй. Оно складывалось веками как сумма правил и законов, вырабатываемых в немыслимом количестве независимых государств, объединенных немецкой культурой и языком.

Сами города, в большей своей части, складывались как места ярмарок, где крестьяне могли продать свой товар и купить инструменты. Изначально практически все города были собственностью феодалов, чьи высокие замки с крепостными стенами возвышались неподалеку. Со временем в городах накапливались значительные суммы денег и формировалась прослойка зажиточных граждан, которым не хотелось платить долю феодалу, обязанностями которого было защищать и вершить суд. Города могли нанимать наемников и свергать своих владельцев, обретая условную независимость и самостоятельность. Такие города получали название «вольных», что означало их право самостоятельно собирать налоги и осуществлять судопроизводство. Даже в современной Германии сохранились отсылки к таким правам: так, например, Гамбург гордо величает себя «вольный ганзейский город Гамбург (Freie und Hansestadt Hamburg)», хотя формально, как и города федерального значения в РФ, является регионом и отдал права местного самоуправления своим районам.

Столь богатая история привела к тому, что на территории современной ФРГ было огромное количество городов, имеющих совершенно различный статус и наработавших уникальный опыт управления. После объединения Германии, на протяжении XIX-XX веков государство методично воевало со своей историей, отбирая привилегии и пытаясь выстроить единую четкую систему муниципального управления.

Сегодня в ФРГ есть четко прописанная в законодательстве иерархия городов, расписано какие органы и их названия должны быть у разных групп городов в зависимости от населения и иные четкие ограничения (вплоть до того, сколько жителей должно быть в городе, чтоб глава смог именоваться не просто бургомистром, а обер-бургомистром). Перечень вопросов местного самоуправления строго регламентирован, хотя и разделен на обязательные и добровольные полномочия. При этом, самоуправление не отделено от государства, а является его продолжением. Это означает, что вышестоящие органы власти контролируют города и могут давать им прямые указания. Таким образом, Германия прошла путь от максимальной децентрализации местного самоуправления к его максимальной централизации.

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: