Российская Федерация и правительство Москвы выкупили российские активы автоконцерна Renault. Согласно условиям сделки, акции «Рено Россия» переданы Москве, а акции АВТОВАЗа – государственной компании ФГУП «НАМИ». Правительство Москвы будет владеть полным пакетом акций ЗАО «Рено Россия», 67,69% акций «АВТОВАЗа» перешли в собственность РФ – оставшиеся сохранит группа компаний «Ростех». Условия сделки подразумевают возможность для «Рено» выкупить обратно свою долю в течение шести лет.

По мнению главы Минпромторга Дениса Мантурова, участие государства в управлении компанией положительно скажется на производстве: компания НАМИ имеет соответствующую научно-исследовательскую и производственную базу и команду талантливых инженеров и конструкторов, показавших свою конкурентоспособность созданием линии автомобилей под брендом Aurus.
Договор подразумевает продолжение выпуска всей линейки «LADA» на заводах АВТОВАЗ, кроме того, заводы и аффилированные с ними предприятия будут обслуживать в России автомобили Renault.

Для работников московского завода «Рено», который иностранный собственник решил закрыть, эти перемены несут очень хорошие новости. Мэр столицы Сергей Собянин сообщил, что на расположенном на территории Москвы и теперь перешедшем в собственность города предприятии будут производить автомобили под легендарным советским брендом «Москвич». Собянин от имени управляющей компании пообещал сделать все, чтобы сохранить большую часть коллектива.

Основным технологическим партнером возрожденного московского автомобильного завода «Москвич» станет КАМАЗ. На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобилей. Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе, и у его смежников», — сказал Собянин.

Таким образом, столичная мэрия вновь показала гибкость и умение эффективно действовать в условиях резких перемен в обществе. Завод останется жить, будет производить собственные автомобили и в перспективе приносить доход городу, а люди сохранят работу.

В Петербурге же автопром никакой поддержки не получил — концерн Nissan решил отправить завод в простой до апреля 2023 года, производства Hyundai и Toyota пока что говорят о простое до конца мая текущего года, но так как даже они вряд ли получат попавшие под санкции полупроводники, ситуация вряд ли изменится.

По мнению специалистов авторынка, у корейского «Хендай», как наиболее локализованного в России, выше шансы на возобновление выпуска, но что касается обоих японских концернов – вероятно, простой обернется фактическим закрытием петербургских заводов.

Источник «Фонтанки» сообщил, что один из автоконцернов получил предложение купить петербургский Nissan, но о реакции представителей японской компании ему пока неизвестно. Собеседник издания уточнил, что завод зависит от глобальных логистических цепочек, и вряд ли продажа, даже если она состоится, означает скорый запуск автомобилей под брендом Nissan.

Петербуржцы переживают и за рабочих, рискующих остаться не у дел, и за скорый дефицит доступных для массового потребителя автомобилей. В отличие от Москвы, у Петербурга и Ленинграда не было своих «именных» брендов легковых машин с долгой историей. Но есть конструкторы, инженеры и высококлассные рабочие, а производственная база в собственности города на Неве могла бы положить начало традиции. Но Смольный пока не прокомментировал ситуацию и никак не обозначил вероятность приобретения завода в городскую собственность, что дало повод упрекнуть команду губернатора Александра Беглова в пассивности.

По мнению комментаторов «Фонтанки», роль Кирилла Соловейчика — председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле в драматичной для работников петербургского автопрома ситуации свелась к «надуванию щек». Впрочем, Смольный всегда может пойти по проверенному пути: дать производству «умереть» и освободить землю.

В качестве контрмеры: завод пустить на металл, участок застроить. 20 лет успешно этими занимаются», — пишет недобрый читатель.

В марте, когда три автогиганта только объявили о приостановке деятельности, Соловейчик заявлял, что конвейеры запустят производство уже в апреле, и простой связан лишь с усложненной логистикой, а новости о приостановке на год в Смольном пока не комментировали. Но мало, кто ждет от правительства Петербурга решений спасти заводы по примеру московской мэрии, несмотря на то, что еще осенью 2021 года губернатор Александр Беглов на открытии производства двигателей Hyundai WIA Corporation в Курортном районе гордостью говорил о Петербурге как о крупнейшем центре автомобильной промышленности в России.