Отопительный сезон в Приморском крае подошел к концу, коммунальщики начинают подготовку к следующей зиме. Традиционно после завершения подачи тепла начинаются гидравлические испытания теплотрасс на прочность, цель которых выявить наиболее слабые места в трубах и заменить ветхие участки труб.

Принцип испытаний прост – в трубы подается вода под давлением, которое превышает то, которое циркулирует зимой. Повышенное давление дает дополнительную нагрузку на стенки труб, и там, где железо коррозия «проела» наиболее сильно, возникает порыв. Таким образом, тепловики искусственно вызывают порывы на слабых местах, имея возможность заменить трубы летом, а не зимой, когда может «рвануть» в пик холодов, и устранение такой аварии превращается в спасательную операцию, так как приходится копать мерзлую землю, добираясь до места порыва и отключая отопление во время поврежденного участка трубы.

«Слабые места на магистралях примерно известны. В основном, это места, где в течение отопительного сезона происходили аварии, где фиксируются утечки горячей воды. Такие участки вносятся в ремонтную программу в первую очередь, ну а гидравлические испытания помогают выявить наиболее проблемные точки», – рассказала заместитель председателя Правительства Приморья Елена Пархоменко.

Опытные специалисты говорят, что порыв может возникнуть и на относительно нестарых трубах, как правило, металлических, причиной этому – производственный брак.

Однако сейчас в большинстве своем укладываются трубы из изопрофлекса, долговечность которого составляет несколько десятков лет. Это специальный состав, которому не страшна коррозия, благодаря которому не образуется осадок, нет ржавчины.

В частности, несколько километров таких труб уложили в прошлом году в Фокино. Причем возможные утечки могут быть оперативно зафиксированы благодаря специальным датчикам, которые устанавливаются на новых трубах, а «умная» диспетчерская, заработавшая в Фокино в прошлом году, позволяет «вычислять» возможные места аварий, сокращая время на поиск порыва.

«За два прошлых года мы заменили трубы так называемого первого контура, это трубы большого диаметра, уложив, в основном, изопрофлекс. Теперь на очереди – внутриквартальные сети, это наиболее проблемная часть теплового хозяйства. Именно они идут от магистральной тепловой сети к каждому жилому дому, школе, детскому саду или больнице», – пояснили в компании ООО «Интеллектуальные коммунальные системы».

таких труб значительно меньше, чем магистральных, и состояние их таково, что из-за скопления грязи, ржавчины пространство, по которому идет вода, настолько мизерное, что не позволяет создать нужный напор. Ну и качество такой воды далеко от идеала.Именно на замену этих труб и будет сосредоточена ремонтная кампания ООО «Интеллектуальные коммунальные системы» в предстоящее лето. Только масштабная реконструкция сетей способна качественно изменить обеспечение горячей водой и теплом потребителей.

«Порой вскрываем теплотрассу, находим место порыва, вырезаем гнилую трубу, а приварить новую не к чему – одна гниль. Приходится дальше копать, и так, пока сварщик не найдет “живое” место. И зачастую устраняем этот порыв, а при запуске теплоносителя рядом образуется новый. Поэтому только капитальный ремонт может быть выходом из ситуации», – отмечают тепловики.

Кроме Фокино этим летом масштабные работы по замене теплосетей уже идут во Владивостоке. Здесь, не дожидаясь окончания отопительного сезона, приступили к перекладке сетей на Спортивной набережной. Именно на этой трассе, проходящей в самом центре дальневосточной столицы, происходят частые порывы. В целом АО «ДГК» к зиме 2022-23 года планирует отремонтировать более 3,5 километров магистралей.

Значительные объемы замен теплосетей выполнят и в Большом Камне, Находке, Спасске-Дальнем, Дальнереченском, Михайловском, Кировском, Спасском районах, Хорольском и Ханкайском муниципальных округах. Всего, по информации краевого предприятия «Примтеплоэнерго», планируется поменять около 40 километров теплотрасс.

Специалисты отмечают, что большинство теплотрасс проходят под землей, поэтому для их замены необходимо проводить «раскопки», что, естественно, не добавляет комфорта жителям. Однако это неизбежно, хотя коммунальщики и стараются максимально быстро завершить ремонт и восстановить нарушенное благоустройство.