Мэр Москвы Сергей Собянин сообщает:

«То, что турникеты из наземного транспорта надо убирать, было ясно еще в 2011 г., с первых дней реализации нашей программы модернизации общественного транспорта.

Тем не менее, сделать это сразу было невозможно. Хорошо или плохо, но турникеты выполняли свою функцию борьбы с безбилетным проездом. Без них количество зайцев могло вырасти в разы, и «Мосгортранс» потерпел бы многомиллиардные убытки.

Нам говорили, что турникеты – практика, принятая чуть ли не во всем мире. А если где-то и существуют города, в которых можно свободно зайти в автобус, то в Москве это не будет работать. У нас другая культура.

Я был категорически не согласен с этим подходом. Да, многие пассажиры не хотят платить за проезд. Но почему они так поступают? Может, потому что поездки в наземном транспорте вызывают у них исключительно негативные эмоции?

Измените общественный транспорт – изменится и отношение к оплате за проезд. На решение этой задачи нам потребовалось примерно семь лет.

За это время в Москве появились выделенные полосы для общественного транспорта, благодаря которым снизилось время в пути, стало меньше ДТП. Сегодня в городе организовано около 440 км выделенных полос. Ежедневно ими пользуются порядка 2,4 млн пассажиров.

Был обновлен подвижной состав – закуплено свыше 10 тыс. современных автобусов, более 600 трамваев, а в последние годы – и более 1000 электробусов.

Старые остановки постепенно заменяются павильонами нового образца. Они спасут от дождя, снега и ветра. Для безопасности там установлены камеры видеонаблюдения, а для удобства пассажиров – USB-разъемы для зарядки мобильных устройств.

И, наконец, была внедрена карта «Тройка», благодаря которой оплата проезда стала простой и необременительной процедурой. Да и тарифы на городской транспорт мы индексировали ниже инфляции, тем самым снизив реальную стоимость проезда примерно на четверть.

Где-то в 2017 г. я почувствовал, что отношение к наземному транспорту в Москве стало меняться.

На встречах с москвичами меня часто просили ни в коем случае не отменять выделенные полосы.

Огромную популярность завоевали новые трамваи. Некоторые пассажиры даже пропускали старые модели, чтобы сесть в идущий следом комфортный «Витязь-Москва». У него вообще нет ступеней, установлены современные кондиционеры и зарядка для устройств. Кстати, в них изначально мы не ставили турникеты, и ничего страшного не произошло. Пассажиры входили через любую из шести дверей и не забывали оплачивать проезд.

Поэтому я принял решение. С 1 января 2018 г. мы убрали турникеты на 72 наиболее загруженных автобусных маршрутах, а с 1 сентября 2018 г. – на всем наземном транспорте Москвы.

Высадка и посадка стала осуществляться через все двери, рядом с каждой был установлен валидатор для оплаты проезда. Благодаря этому практически полностью исчезли очереди на остановках. Даже на крупных пересадочных узлах у метро время посадки сократилось до 1 минуты, тогда как раньше могло достигать 10 минут.

Без турникетов наземный транспорт стал ходить быстрее и чаще – пассажиры экономят до 25 минут в зависимости от маршрута. А сбереженные нервы подсчитать просто невозможно.

Не оправдались и опасения о массовом возвращении зайцев. До отмены турникетов контролеры выявляли порядка 800 безбилетных проездов в сутки. На сегодняшний день – около одной тысячи, что в московских масштабах абсолютно некритично.

Отмена турникетов упростила внедрение новых сервисов для пассажиров. Например, в сентябре 2021 г. мы запустили сервис бесплатных пересадок между маршрутами наземного транспорта, а в 2022 г. такая возможность появилась внутри одного маршрута. В прошлом году пассажиры воспользовались этой возможностью более 6,7 млн раз и сэкономили свыше 161 млн рублей на оплате проезда.

Поскольку теперь валидаторы установлены не только у передней двери, но и по всему салону, появилась возможность использовать их в пути. Например, для активации удаленного пополнения карты «Тройки». С января 2022 г. пассажиры воспользовались новым сервисом почти 2,5 млн раз.

На первый взгляд, отмена турникетов – пример простого и эффективного решения. Но в действительности эта простота обманчива.

Чтобы оно принесло реальную пользу, потребовалось не только решить множество сложнейших технических вопросов, но и кардинально изменить имидж наземного транспорта – сделать его крутым и привлекательным в глазах москвичей.

Спасибо каждому пассажиру, оплачивающему проезд. Благодаря вам мы продолжаем делать транспорт в Москве лучше. Без вашего ответственного отношения это было бы невозможно».