Как рассказала Анастасия Жукова, необходимость «северного завоза» обусловлена тремя причинами. Во-первых, отсутствием в районах Крайнего Севера собственной производственной базы большинства промышленных и многих сельскохозяйственных товаров. Во-вторых, удалённость регионазатрудняет и делает очень дорогой самостоятельную доставку грузов. И, наконец, отсутствие транспортной инфраструктуры, соединяющей регион с другими районами страны, за исключением воздушного или водного сообщения, которое в большинстве районов Крайнего Севера тоже ограничено.

  • В случае форс-мажора, который происходит зачастую по вине транспортных компаний, сроки доставки товаров затягиваются, и порой она осуществляется уже с сопровождением ледокольной техники. Это ложится тяжким бременем на бюджет округа. Государственная поддержка на федеральном уровне для решения этого вопроса регионам просто необходима, — отметила сенатор.

Виктор Бочкарёв прояснил сложившуюся ситуацию на Чукотке с «северным завозом» в этом году. По его словам, проблемы вызваны из-за жесточайшего дефицита морских судов для фрахта, нехваткой мощностей порта Владивосток для обработки поступающих грузов и дефицитом контейнерного парка в порту Владивосток.

  • Речь идёт не только о продуктах питания, но и о строительных материалах, дорожной технике и многом другом. Однако на сегодняшний день для Правительства региона продовольственное обеспечение населения имеет первостепенное значение и является важнейшей задачей для всех органов власти в округе, — подчеркнул вице-губернатор.

Анастасия Жукова напомнила, что согласно Основам государственной политики России в Арктике, создание системы господдержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, является одной из основных задач в сфере социального развития Арктической зоны. Это положение отражено в Указе президента РФ Владимира Путина от 26 октября 2020 года № 645, которым была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

По итогам «круглого стола» участники рекомендовали Правительству России, федеральным органам исполнительной власти и профильным министерствам принять ряд комплексных мер, направленных на совершенствование системы обеспечения поставок продукции и товаров в районы Крайнего Севера.

  • В первую очередь речь идёт о создании федерального фонда государственной финансовой поддержки завоза грузов в районы Крайнего Севера и о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам регионов на эти цели, — уточнила Анастасия Жукова.

Сенатор добавила, что современные подходы к логистике предполагают концентрацию сведений о географии, объёме, характере грузов, мощности флота и его использовании на уровне единого центра. Так, например, внедрение проекта цифровой модели «Северный завоз» позволит обеспечить прозрачность перевозки грузов и повысить его эффективность.