Смольный отказал «Мегалайну» в проекте реновации промзоны «Горская», несмотря на то, что на ПМЭФ-2021 стороны заключили соглашение о намерениях и компания потратила на проект более 200 млн рублей.

Глава Коминвеста Роман Голованов заявил, что чиновники имели право расторгнуть это соглашение. Теперь реновацией «Горской» будет заниматься руководитель «Яхт-клуба Санкт-Петербурга» Владимир Любомиров, связанный с окружением губернатора Александра Беглова. Отказ «Мегалайну» стал тревожным «звоночком» бизнесменам, что они точно так же могут потерять миллионы, поскольку заключение соглашения о намерениях не накладывает каких-либо обязательств на Смольный.

Власти Петербурга расторгли в одностороннем порядке соглашение с «Мегалайном», планировавшим построить в промзоне «Горская» IT-кластер, образовательные и досуговые учреждения. Девелопер потратил на разработку концепции реновации около 200 млн рублей и представил ее профильным комитетам Смольного. Чиновники тянули с принятием окончательного решения, в итоге 16 июня на ПМЭФ-2022 территория «Горской» была отдана под элитную застройку и яхтенный порт.

Александр Беглов заключил новое соглашение о реновации промзоны — на этот раз с СПБР СОО «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» во главе с Владимиром Любомировым, знакомым своего зятя Павла Белова. В новый проект планируется инвестировать 10 млрд рублей, в то время как «Мегалайн» намеревался вложить в него 200 млрд рублей.

Громкий резонанс в связи с этой историей вынудил главу Коминвеста Романа Голованова заявить, что у Смольного не имелось обязательств перед «Мегалайном». Стороны подписали не коммерческое соглашение, а соглашение о намерениях, предполагающее возможность расторжения. Голованова не смутили и уже вложенные миллионы «Мегалайна».

Подписывая любое соглашение, каждый инвестор берет обязательство подготовить материалы. Это нормальная работа», — заявил глава коминвеста.

Выходит, что, подписывая соглашения с предпринимателями, Смольный перекладывает на них все риски, поскольку не готов брать на себя какие-либо обязательства. Это тревожный сигнал для инвесторов, пока еще готовых вкладывать деньги в развитие Петербурга. Ситуация с «Мегалайном» показывает, что соглашение о намерениях, подписанное со Смольным, не даст им никаких гарантий. Оно может быть расторгнуто в любой момент.

Гендиректор «Мегелайна» Геннадий Корупятник считает, что Смольный занял по отношению к инвесторам деструктивную позицию. В Ленобласти интерес к инвесторам больше, а взаимодействовать властям и бизнесу проще.

Если нам пришлось год назад проявлять довольно много инициативы, чтобы заключить соглашения с городом [Петербургом], то в данном случае Ленобласть фактически проявила инициативу для скорейшего заключения, и на все время подготовки, проработки проявляла заинтересованность и инициативу. [Это] очень радует, потому что в рамках Санкт-Петербурга за год мы подобного отношения за год вообще не разу не встретили. Скорее деструктивную позицию», — заявил Корупятник.

Гендиректор «Мегалайна» отметил, что владельцы других компаний также жалуются на незаинтересованность Смольного в реализации проектов. Это приводит к снижению инициативы со стороны бизнеса.

Мне известно, что ряд компаний, которые в предыдущие года заключали соглашения с городом, уже перенесли в другие города. РЖД затормозило реализацию окружного пути по городу на примере московского диаметра. У нас была встреча в рамках ТПУ, и они жаловались, что невероятно сложно что-либо согласовать с городом, и притормозили свою активность», — рассказал глава «Мегалайна».

Неспособность Смольного к построению диалога с инвесторами приводит к их оттоку из Петербурга. Итоги ПМЭФ-2021 свидетельствуют, что Ленобласть смогла привлечь в качестве инвестиций более 1,3 трлн рублей, а Петербург — только 600 млрд. рублей. Нежелание выполнять свои обязательства Смольным, продемонстрированное на ПМЭФ-2022, также повлияет на уменьшение числа инвесторов Петербурга.