28 июля 2021 года Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции дал старт движению поездов по второму Байкальскому тоннелю на Байкало-Амурской магистрали. В церемонии запуска движения приняли участие рабочие, участвовавшие в строительстве, специалисты по эксплуатации. В режиме видеоконференции также участвовал Министр транспорта Виталий Савельев.

Новый тоннель пересекает Байкальский хребет и соединяет два субъекта Российской Федерации: западный портал расположен в Иркутской области, восточный – в Республике Бурятия.

«Сегодня мы запускаем железнодорожное движение по второй нитке Байкальского тоннеля. Его создание – это большое, безусловно, важное достижение для нашей транспортной отрасли, да и очень важное для всей национальной экономики», – подчеркнул Президент России. Он также отметил, что ввод тоннеля обеспечивает существенный рост пропускной способности одной из ключевых железнодорожных магистралей. В свою очередь, это откроет новые возможности для бизнеса, увеличения грузоперевозок на Восточном полигоне в целом, реализации транзитного потенциала России.

Президент поблагодарил специалистов, принимавших участие в строительстве объекта. «Вы выполнили большую, колоссальную работу, решили сложные технологические задачи, внесли весомый вклад в модернизацию БАМа», – сказал Владимир Путин. Глава государства также напомнил, что 1 августа в стране будет отмечаться профессиональный праздник – День железнодорожника. «Я искренне поздравляю с наступающим торжеством всех, кто работает в отечественном железнодорожном комплексе. Благодаря вашему напряжённому, добросовестному труду обеспечивается надёжность перевозок по всей нашей огромной стране, по всей огромной территории, успешно реализуются перспективные проекты развития. Спасибо вам большое за преданное, ответственное отношение к своему делу», – отметил Президент России.

Виталий Савельев предложил главе государства наградить за выполненную работу представителей ОАО «РЖД» и строителей Байкальского тоннеля. «Сделана великолепная работа в кратчайшие сроки. Это нам позволит увеличить пропускную способность БАМа, и такие объекты достойно украшают страну», – сказал Министр. Президент России поручил проработать вопрос награждения и представить предложения.

Строительство Байкальского тоннеля началось в 2014 году в рамках проекта модернизации и развития БАМа и Транссиба, который реализуется в соответствии с поручениями Президента и Правительства России. Старый однопутный Байкальский тоннель, построенный в 1985 году, являлся одним из самых «узких» мест на БАМе. Новый участок – двухпутный, что значительно увеличивает пропускную способность перегона.

В рамках строительства под землёй в сложных геологических условиях было пройдено 6682 метра. Скорость проходки достигала 300 метров в месяц. Глубина заложения тоннеля достигает 300 метров. На строительстве было задействовано 1500 человек и более 100 единиц горно-шахтного оборудования, строительно-дорожных машин и транспортных средств.