Конечно, основной движущей силой торжественных мероприятий остаются диаспоры, для которых этот праздник является исконным: казахская, узбекская, азербайджанская, курдская, туркменская. Но так же, как и на Широкую Масленицу собираются представители чуть ли не всех полутора сотен национальностей нашего региона, так и на празднование Новруза двери открыты для каждого желающего, независимо от пола, возраста и вероисповедания. Уместно здесь будет заметить, что Новруз – праздник не религиозный. Считается, что свое начало он берет еще от времен зороастризма. На протяжении многих столетий его периодически пытались запрещать, но народная память оказалась крепкой и каждый раз он возрождался заново и с новой силой.
– В советские времена Наурыз Мейрамы (казахское название – авт.) тоже был под запретом, – вспоминает председатель региональной общественной организации «Ассоциация поволжских казахов» Владимир Ташпеков. – Но бабушка и дедушка все равно его никогда не пропускали, пек­ли баурсаки, звали в гости всех родственников и друзей. 
В Саратове впервые официально Новруз отмечался в 1992 году. А характер общерегионального праздника он принял шесть лет спустя. Примечательно, что центр торжеств тогда сместился из областного центра в рабочий поселок Питерка. С тех пор традиционно «столица Новруза» кочует по всему Левобережью. В этом году праздник пройдет 30 марта в Озинском районе, приедут гости и народные ансамбли из соседней Западно-Казахстанской области. Ожидается, что торжество посетят Губернатор и аким. 
Как поясняет Владимир Ташпеков, хотя день весеннего равноденствия в этом году приходится на 20 марта, абсолютно не воспрещается праздновать его и несколько дней. А в тюркской традиции весь месяц Новруз считался праздничным. С 2009 года день весеннего обновления приобрел международный статус: он был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Немного о традициях. В казахских поселениях на праздник нового дня обязательно устраивались состязания по древнейшему виду борьбы – курес (на поясах). А поскольку казахи – народ кочевой, не могло обойтись и без джигитовки. В частности, устраивали обрядовую игру – Кыз-куу, что переводится как «Догони девушку». Как можно догадаться из названия, суть ее в том, что парень должен догнать на резвом коне ускакавшую вперед свою возлюбленную. Если смог – может свататься, если же нет – должен весь день выполнять ее прихоти. 
Блюда праздника – это любимые многими бешбармак (горячее из мяса и лапши) и баурсаки (выпечка в виде небольших пончиков). Специально к празднику готовится густая похлебка Наурыз-коже из семи компонентов. И конечно же, полный ассортимент меню зависит только от принимающей стороны. Например, в узбекской семье какой праздник без плова?! 
Все эти традиции бережно восстанавливаются в саратовских степях. Все увидеть и попробовать можно будет в следующую субботу в Озинках. Блюда, приготовленные полевой кухней, будут раздаваться бесплатно. Приглашаются все желающие. Начало праздничных мероприятий в 11 часов.

Алексей ИВАНОВ