В результате высокой антропогенной нагрузки, уровень загрязненности поверхностных вод рек Саратовской области оценивается экспертами как «грязная», «загрязненная» и «очень загрязненная». В области остро стоит вопрос очистки сточных вод: во многих населенных пунктах отсутствуют канализационные очистные сооружения, а на имеющихся применяемые технологии не позволяют очищать стоки до необходимых нормативов. В результате сброса  неочищенных сточных вод происходит загрязнение водных объектов. Ежегодно от предприятий области в водные объекты поступает со сточными водами более 100,0 тыс. т загрязняющих веществ.

Серьезные опасения вызывает и состояние атмосферного воздух: ежегодно стационарными источниками предприятий, расположенных на территории области, в атмосферный воздух выбрасывается около 120 тыс. тонн загрязняющих веществ. При этом наблюдается устойчивая тенденция роста выбросов: если в 2010 г. выброшено 346 тыс. тонн загрязняющих веществ, то в 2012 – 360 тыс. тонн. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в 2012 году также увеличился, в г. Саратове индекс загрязнения атмосферы составил 12,6 (в 2011 г.– 12,3), в г. Балаково – 11,43 (в 2011 г. – 10,9).

Для жителей Саратова и области очевидно, что состояние зеленых насаждений, в том числе, лесных зон оставляет желать лучшего: численность насаждений катастрофически падает, происходит законная и незаконная вырубка в населенных пунктах и  лесах, захламление территорий, растет негативная антропогенная нагрузка, а работы по восстановлению лесов и расширению их территорий практически не производятся, так как служба лесной охраны с 2006 г. фактически ликвидирована. Результат виден невооруженным взглядом, жители области постоянно пишут жалобы на имя руководства области. На фоне этого незначительный прирост площадей лесных угодий за счет бывших земель сельхозугодий  выглядит недостаточным.

Загрязнение городских земель происходит в основном под воздействием выбросов вредных химических соединений промышленными предприятиями и транспортом, а также захламления почв и грунтов вследствие несанкционированного размещения отходов.

Причин неудовлетворительного  состояния экологии региона несколько. С одной стороны, мы имеем тонны опасных отходов в виде «накопленного экологического ущерба» и отсутствие культуры в сфере обращения с отходами, образуемыми в настоящее время, как на уровне крупных промышленных предприятий, так и частных лиц, а с другой – несовершенную законодательную базу, отсутствие четкого взаимодействия контролирующих органов и бизнеса, снижение уровня лицензионного контроля за утилизацией отходов, ослабление института государственной экологической экспертизы и недостаточный профессионализм общественного экологического контроля.

Только в первом полугодии 2013 г. прокуратура Саратовской области выявила 2,26 тыс. нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании. Опротестовано 89 незаконных правовых актов, в суды направлено 289 исковых заявлений. Внесено 700 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 619 лиц, к административной — 268.

125 лиц предостережено о недопустимости нарушения закона. По материалам прокурорских проверок возбуждено 2 уголовных дела. Если говорить об Общественной палате Саратовской области, то к нам поступает множество обращений от граждан, касающихся проблем экологии и природопользования. И нам приходится выезжать на место, решать вопросы, писать в вышестоящие инстанции, проводить переговоры с чиновниками и собственниками предприятий, подключаться и помогать.

В опубликованном в конце августа информационном письме, которое адресовалось губернатору области и председателю областной думы, была обнародована  информация о результатах проведенного анализа состояния законности на территории области в сфере охраны атмосферного воздуха. В письме помимо многочисленных нарушений со стороны промышленных предприятий, а также отмечено недостаточное финансирование областным бюджетом мероприятий, связанных с охраной атмосферного воздуха: так, областная целевая программа «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы» за весь период своего действия предусматривает на данные цели лишь 500 тысяч рублей. Учитывая важность вопроса, хотелось бы предложить изыскать возможность дополнительного финансирования, и на следующие периоды увеличить суммы.

Право человека на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции, находится в непосредственной связи с концепцией обеспечения экологической безопасности как составной части всеобъемлющей системы национальной безопасности, а также непосредственно связано с другим основополагающим правом — правом на жизнь.

Для обеспечения экологической безопасности общества и реализации права человека на благоприятную окружающую среду необходимо предусмотренное Конституцией РФ и  законом функционирование всех государственных систем, а также активность общественных экологических объединений и граждан.

Общественный экологический контроль может и должен осуществляться в качестве поддержки государства, осуществляться людьми профессиональными, искренне заинтересованными в решении экологических проблем. Иначе мы только усилим коррупцию.

С сожалением приходится признавать, что при современном состоянии общественного сознания и  низком уровне экологической культуры в обществе задача создания сильного, профессионального общественного экологического контроля кажется идеализированной. Общая экономическая нестабильность и дезорганизация производства и высшего образования в конце XX — начале XXI вв., способствовали тому, что профессиональная преемственность поколений была частично утрачена и кадровый голод, коснувшийся всех отраслей экономики, затронул и экологию.

Поэтому прежде, чем говорить об общественном экологическом контроле и его роли в экологических процессах в стране, нам нужно менять менталитет, отношение к экологии, иначе принимать новые законы бесполезно – мы не решим проблем с накапливающимися сейчас отходами, которые через 5-10 лет также будут считаться «прошлым экологическим ущербом».

На сегодняшний день мы можем лишь заложить основы для будущего:

-путем формирования общественного мнения и экологической культуры, в том числе используя ресурсы СМИ, общественных организаций и экологических фондов,

-поддерживая профессиональное экологическое образование и формируя кадровый резерв профессионалов-экологов,

— оказывая всестороннюю поддержку науке.

Только так мы сможем в будущем создать ту научную и общественную элиту, которая станет основой общественного экологического контроля, имея необходимые знания, полномочия и  незапятнанную репутацию.

Решение этих и других задач позволит сделать экологическое законодательство «рабочим», решать проблемы до их поступления, выявлять недостатки на стадии начала реализации проектов, внедрить экономические методы экологического регулирования, с помощью которых у субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, стимулируется экономическая заинтересованность в проведении мероприятий по охране окружающей среды и принятии мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Тем самым экологи могли бы не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и стимулировать технический прогресс — применение промышленными предприятиями новых, ресурсосберегающих, технологий и  повторное использование отходов в производственном  цикле.