Инфляция на потребительском рынке остановились на отметке 6,6% в стране и 6% в нашем регионе. Стоимость продовольствия в области подросла на 5,6%. И хотя власть отчитывается в том, что у нас один из самых низких темпов роста цен на продукты питания в округе, стоит отметить, что стабилизации цен не предвидится. Это подтверж­дают и прогнозы федерального комитета экономического развития промышленной политики и торговли. Согласно данным ведомства, средняя стоимость хлеба повысится на 4-7%. Зато реальные располагаемые доходы населения и зарплаты в среднем возрастут всего лишь на 3,7%. Как справиться с подобной ситуацией, и чем она обусловлена?

И это еще не предел

Одна из важных задач недопущения стремительного роста цены на хлеб – это качественное проведение посевной в регионе. От ее успехов во многом будет зависеть урожайность зерновых культур. Четыре предыдущих года засухи не позволили АПК нашей области выйти на хорошие показатели. Но, как отчитывался в марте глава регионального Минсельхоза Иван Бабошкин, запасов до нового урожая хватит, и цены на социально значимый товар не взлетят. По крайней мере, до осени.
А там ведь неизвестно, как сложится ситуация. Тем более что состояние озимых на областных полях не везде оказалось удовлетворительным. В некоторых районах отсутствие влаги в августе и сентябре прошлого года негативно сказалось на осенних посевах.
В связи с этим прогнозы Министерства сельского хозяйства по сбору нового урожая оказались чересчур осторожными. На прошедшем заседании Правительства Иван Бабошкин оценил шансы сельхозтоваропроизводителей как 3,5 миллионов тонн зерна на всю область. Его подсчеты не устроили Губернатора.
«Задача в 3,5 миллиона тонн для Саратовской области – очень легкая. Здесь вы недоработали, – заявил Валерий Радаев. – 3,5 миллиона тонн – не предел, у региона есть все предпосылки для того, чтобы собрать больше зерна, обеспечить хлебом население и оградить себя от проблем, связанных с повышением цен на хлеб и хлебобулочные изделия».
Министр попытался было возразить, но Губернатор указал еще на одну проблему – обеспечение сельхозтоваропроизводителей дизельным топливом. Этот вопрос необходимо прорабатывать с поставщиками ГСМ.
«Весь комплекс организационных мероприятий должен быть взят на особый контроль, – подчеркнул Валерий Радаев. – До середины апреля необходимо обеспечить стопроцентную готовность к весенне-полевым работам. Важно довести до районов все показатели. Особое внимание нужно обратить на организацию труда работников, их питание – здесь попустительства быть не должно!»
В итоге контрольные цифры по новому урожаю было предложено пересчитать, переоценив весь имеющийся потенциал Саратовской области.

 

Психологическая атака

Наставления, конечно, верные. Но их еще нужно суметь реализовать. Цена на хлеб растет, как на дрожжах. Начиная с 2003 года, этот продукт подорожал в среднем в 2,5 раза. За последние десять лет поводов для увеличения его стоимости оказалось немало. Одна из самых очевидных – удорожание зерна. Вспомним, как еще пять лет назад сельхозтоваропроизводители обещали неурожай. Тогда цены на хлебобулочные изделия взлетели, хотя к осени уже стало ясно, что негативные прогнозы не сбылись. Однако стоимость товара, который всему голова, осталась на прежнем уровне, а о последующем снижении никто и не вспомнил.
В 2010 году засуха и неурожай все же случились, но государство закрыло экспорт и таким образом обеспечило достаточное количество зерна. Тем не менее, цены все равно устремились вверх. В минувшем году наша страна собрала зерна заметно меньше, чем в 2011-м. Одной из причин стала невозможность получения доступных кредитов сельхозпроизводителями.
Только в этом году на проведение комплекса весенне-полевых работ потребуется 6,2 миллиарда рублей. Эта потребность будет закрыта за счет собственных средств сельхозпроизводителей, а также привлечения кредитных ресурсов в объеме 3,2 миллиарда рублей и бюджетной поддержки. Насколько банки окажутся лояльными к представителям АПК региона, покажет время, но насущным вопросом остается выполнение еще одной задачи. Это страхование в сельскохозяйственном секторе экономики. В прошлом году область страховала всего лишь треть всех посевов, в том числе и озимых культур. Однако в этом году объемы страхования необходимо увеличить.
«Мы столько лет были в зоне риска, – возмутился Губернатор, – а работа по данному вопросу опять не проводится. Надеяться только на тучные черноземы – это путь в никуда».
Известно, что хлеб – это тот продовольственный товар, без которого люди не обходятся. Как говорят эксперты, его удорожание связано больше с людской психологией, нежели с реальными показателями урожая. По оценкам экспертов, доля роста цен на зерно в хлебе, который мы видим на прилавке, варьируется всего лишь от 10% до 20% в зависимости от его сорта. Экономисты утверждают, что из-за неурожая цены в России поднимаются меньше всего. Хотя именно этот фактор играет на руку тем, кто завышает стоимость хлебобулочных изделий.
Зачастую уровень ценников на продукты питания диктуют крупные торговые сети. Спекуляция с их стороны, безусловно, также один из важнейших показателей роста цен. Но не последний. И тут, как черт из табакерки, «вылезает» еще одна причина удорожания хлеба. Это постоянная индексация тарифов естественных монополий. Впрочем, этот фактор влияет на все производство продуктов питания.
Если взглянуть на динамику цен на энергоресурсы за последние десять лет, то мы увидим, что электроэнергия, топливо и газ подорожали в регионе в разы. Как итог, стоимость минимального набора продуктов питания, состоящего из 25 наименований, за десять лет взлетела до 228%. Закономерность? Да, прямая и очень печальная.
Выход из этой ситуации пока трудно себе представить. Тарифы естественных монополий продолжат индексироваться, торговые сети не перестанут спекулировать, а урожай никогда не станет четко фиксированным показателем. И здесь остается уповать на обещания властей всех уровней, что они вновь смогут договориться с производителями и попытаются удержать цену на хлебобулочные изделия на приемлемом для населения уровне.

Василиса ЧЕРНЯВСКАЯ