– Статистика последних пяти лет свидетельствует о том, что ситуация с детьми в Саратовской области неидеальна, – начал свое выступление омбудсмен. – Я понимаю, что вы не можете отвечать за то, что происходило в последние пять лет, потому что было другое правительство. Но все-таки лучше всю правду знать.
Астахов и его сотрудники работали в регионе почти в течение двух недель. Они навестили более шестидесяти детских учреждений. В результате проверки было обнаружено несколько серьезных нарушений.
Так, в интернате поселка Орошаемый Дергачевского района детей кормили просроченными продуктами – творогом, маслом и сосисками.
– Заместитель директора по административно-хозяйственной работе, который давал нам объяснения, сообщил, что не обратил внимания на сроки годности продуктов случайно, – поведал Уполномоченный, – но я думаю, что это не ошибка. Это система. Тут есть над чем поработать правоохранительным органам, куда я и передал материалы проверки.
Целый ряд нарушений, найденных инспекцией, касаются незаконных трат начальством денег, хранящихся на личных счетах воспитанников детских учреждений. В частности, в Хвалынском интернате деньги снимались со счетов, чтобы оплатить справки БТИ, а в коррекционной школе села Сулак они тратились на оплату оформления технических паспортов жилья, где были зарегистрированы воспитанники. В доме ребенка города Маркса средства снимались, чтобы приобрести памперсы. Причем без положенной в таком случае обязательной компенсации. Более того, памперсы закупались в фирме, руководителем которой является глава попечительского совета этого дома ребенка.
– По закону расходы на такие цели должны проводиться за счет средств местной власти, – напомнил Астахов. Он также заметил, что по его заявлению в областную прокуратуру в Марксе уже проводилась проверка, но нарушения закона она почему-то не обнаружила.
– Давайте подключим Генеральную прокуратуру, если своих сил не хватает, – предложил омбудсмен, – я могу Чайке позвонить, если надо.
Обратил внимание Уполномоченный и на ситуацию с дорожным знаками.
– Знак «Осторожно, дети!» оказался только у одного учреждения из шестидесяти, которые были проверены, – отметил он. – Наблюдается рост ДТП с участием детей в области, поэтому хочу попросить саратовскую полицию проверить, насколько оборудованы дороги у школ и интернатов знаками и «лежачими полицейскими».
Астахов отметил, что его смутило большое количество побегов из детских домов. Он рассказал, что вместе с делегацией посетил одно из учреждений Саратовской области, откуда раньше постоянно сбегали воспитанники.
– Как сделали ремонт, сразу сбегать перестали. Воспитание ребенка начинается с душевой, с бытовых условий, иначе никакие решетки не помогут.
К положительным фактам, обнаруженным при проверке, Уполномоченный отнес отсутствие возврата детей из приемных семей в прошлом году, а также сокращение на 33 процента решений судов о лишении родительских прав.
Похвалил Астахов и областную спортивную школу, которая занимается с детьми-инвалидами, добивающимися успехов на параолимпийских соревнованиях.
Помимо этого, Уполномоченный сообщил, что Саратовская область – один из немногих регионов, где за последнее время снизилось число преступлений против детей, а также уменьшилось количество детских суицидов.
– Это хорошо, но школьных психологов сейчас мало, а травля в таком возрасте, к сожалению, довольно частое явление. Значит надо что-то придумать. Например, сейчас в школах многих городов действуют службы примирения, конфликтные комиссии. В Москве для каждой школы выбирают уполномоченного, как правило, из числа родителей. Если у вас этой методики нет, то очень советую.
Разумеется, особое внимание омбудсмен уделил теме усыновления детей иностранцами.
– За последние несколько лет тысяча российских детей, усыновленных в Америке, просто исчезла, – констатировал он. – Мы не знаем, что с ними. Госдеп США берет на себя эти полномочия, но он не справляется. Что касается моего мнения об иностранном усыновлении, я считаю, что развитое государство не может торговать детьми. Тем более на фоне общего демографического упадка. У нас у самих мало детей. Каждый ребенок – драгоценный ресурс. Даже при самом хорошем исходе, в 2025 году в России будет детей в шесть раз меньше, чем в США. В Америке ребенок – один из приоритетов национальной политики. Вообще, в цивилизованных странах все, что связано с детьми, – это вопросы национальной безопасности.
Что касается условий, то они создаются и для отечественных усыновителей. Не замечают это те, кто нарочно не хочет замечать. Когда мне наши приемные родители вдруг рассказали о том, что их буквально на финише обошли американские усыновители, то я понял, что это серьезно. «Интересного» ребенка опека придерживала, американцы платили большие деньги. От этого многие кормились, и это не секрет. Того же Диму Яковлева показали приемным родителям за месяц до того, как он был признан сиротой: «Нравится мальчик? Значит, будет сиротой, просто заплатите денег». Дети стоили от 50 до 150 тысяч долларов. Нужно было закрыть этот огромный денежный поток. Соглашение об усыновлении было предрешено, правовой механизм не работал.
Председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо предложил выступить с инициативой вообще прекратить передачу детей для усыновления гражданами иностранных государств.
– В Саратовской области с 2007 года нет практики усыновления детей гражданами США, – отметил Ландо. – Нас «закон Димы Яковлева» коснулся вскользь. Но в прошлом, 2012 году, 62 ребенка были усыновлены в страны Европы и даже в Аргентину. Мне кажется, настала пора совершенно прекратить отдавать им детей. Это бизнес, я узнавал.
Ландо также предложил добавить в критерии работы прокурорских работников, судебных приставов оценку с точки зрения защиты прав детей.
Омбудсмен признал предложения общественника конструктивными.
– Все, что мы сегодня озвучили, будет принято на контроль Губернатором и представителями силовых структур, – заверил он. – Мы оставляем за собой право проводить контрольные проверки и в тех местах, где ранее они уже проводились, в случае, если проблема не будет решена. Где-то, возможно, придется прибегнуть к увольнению. Сегодня такие решения приняты не были, хотя я вам скажу, что в некоторых случаях очень хотелось.
Астахов сообщил также, что у него в работе сейчас находится восемь обращений из Саратовской области, «четыре – касательно невыплаты алиментов, два – по жилищному вопросу и два – по мигрантам».
Выслушав омбудсмена, Губернатор области Валерий Радаев заметил, что «все озвученные проблемы были объективны».
– Но теперь те методы работы, которые использовали ранее, уже устарели, и необходимо применять новые, – заключил он.
Иван ГРУЗДЕВ