Проходят годы, уходят участники и свидетели трагических событий Второй мировой войны. Перед лицом нынешних поколений стоят непреходящие задачи по обеспечению и сбережению памяти о миллионах погибших. Недопустимо предать забвению величие подвига советского народа, защитившего свою страну и спасшего от порабощения и физического уничтожения народы Европы и Азии.

К сожалению, в наше время некоторые представители ряда политических и общественных структур стремятся исказить историю, предоставляя вместо объективных и основанных на архивных материалах доказательствах не подтвержденные документально версии событий тех лет.

Федеральное архивное агентство, Государственный архив Российской Федерации и Институт государства и права Российской академии наук впервые на русском языке предлагает широкому кругу читателей полные официальные тексты двух значительных по исторической важности и объему документов: Приговора Международного военного трибунала в Нюрнберге и Особого мнения члена трибунала от СССР генерал-майора юстиции И.Т. Никитченко.

В октябре 1946 г. главный судебный трибунал в истории завершил работу и вынес приговор главным нацистским преступникам. Вердикт впервые утвердил в международном праве концепцию преступлений против человечности. Все стороны, как полноправные соучредители Международного военного трибунала, получили полный пакет копий всех материалов, имеющих статус подлинников. В СССР комплект документов поступил на хранение в Центральный государственный архив Октябрьской революции СССР (ЦГАОР СССР), в настоящее время – Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).

В книге также публикуется Особое мнение члена трибунала от СССР генерал-майора юстиции И.Т. Никитченко по приговору Трибунала в отношении подсудимых Я. Шахта, фон Ф. Папена, Г. Фриче, Р. Гесса, Правительственного кабинета и Высшего командования Германских вооруженных сил. После того, как был зачитан Приговор, представитель СССР не согласился с оправданием Шахта, Франца фон Папена и Фриче, заявил, что Рудольф Гесс заслуживает смертной казни и опротестовал непризнание преступными организациями Имперского кабинета министров, Генерального штаба и верховного командования вермахта. Никитченко раскритиковал судей трибунала за «удивительную мягкость» и «снисходительность» по отношению к «матерым преступникам». В самой Германии оправдание Папена, Шахта и Фриче спровоцировало акции протеста.

В истории человечества войны и вооруженные конфликты практически не прекращались. Известно немало примеров кровавых неоправданных преступлений, расправ над побежденными. Но только в ходе Второй мировой войны немыслимые ранее зверства и злодеяния были возведены германскими нацистами в ранг государственной политики. Принципы и суть Нюрнбергского Приговора защищают федеральные законы, запрещающие пропаганду фашизма, нацизма и экстремизма, обеспечивают защиту исторической правды.

Признать виновными. Приговор Международного военного трибунала в Нюрнберге / Федеральное архивное агентство, Государственный архив Российской Федерации, Институт государства и права РАН, вступ. ст. А.Н. Савенков, А.Г. Звягинцев. – Москва: Фонд «Связь Эпох», 2021. – 464 с.: ил.