Здесь же очередность принципиально другая, и она вытекает из программы. Если у ста домов в каком-то  году, допустим, 2016-м, в соответствии с мониторингом возникнет потребность в капитальном ремонте кровли, программа не подразумевает появление некой очереди, в соответствии с которой в этом году, например, приведут в порядок 30 домов, 30 в следующем, и через год – еще 40.

Вся беда программы капитального ремонта – пока что беда в кавычках – в том, что это не очередность на выполнение работ по объектам, у которых истек нормативный срок эксплуатации. В данном случае формируется очередь не на замену какого-то конструктивного элемента, а именно на проведение самих работ, а количество домов не имеет значения.

Здесь можно скорее провести аналогию с больницей, в которую поступило 100 пациентов с аппендицитом: хотят врачи или не хотят, они должны этот аппендицит удалить одновременно, в те сроки, которые положены по медицинским показаниям.

В нашем случае требуется точно такая же срочная, почти хирургическая помощь, но она называется «капитальный ремонт конструктивного элемента». Поэтому нет тут ни проблемных домов, ни новостроек, а есть чисто инженерный подход к графику производства работ.

И если я смогу, в том числе и с помощью Общественной палаты, объяснить, что это так, то и людям будет понятно, за что они должны платить. Тогда будет проще формировать программу, и мы сможем более эффективно спасать дома.

Возможность использовать средства одного многоквартирного дома для проведения капитального ремонта другого ни в коем случае не связана с очередью.

Если люди заплатили определенную сумму, и у них, согласно инженерным данным, еще не пришел срок замены системы отопления, а эта замена была учтена при расчете минимального взноса и при формировании программы, то они могут дать региональному оператору право использовать их средства для ремонта, например, крыши или какого-либо конструктивного элемента другого дома, но это будет осуществляться в рамках займа, никаким образом не связанного с пресловутой очередностью, которую многие представляют как очередь за колбасой».