В Самарской и Оренбургской областях, в Пермском крае действуют программы поддержки кинематографии. В создании региональной киноиндустрии заслуживает внимания и опыт Республики Саха (Якутия): за последние два года в республиканский прокат вышло свыше 30 кинокартин якутских кинематографистов, многие из которых приняли участие в российских и международных кинофестивалях. По информации республиканского Министерства культуры и духовного развития, по сборам в местном прокате большая часть из них не уступает голливудским новинкам. 
Управление киноотраслью на территории нашей области возложено на Министерство культуры, но если проанализировать его деятельность в сфере поддержки кинематографии, то становится очевидным, что в основном она ограничивается мероприятиями ГУК «Саратовский областной методический киновидеоцентр», организующего кинопоказ и кинопрокат в муниципальных районах области. Единственным заметным и действительно достойно организуемым мероприятием не областного масштаба до последнего времени остается Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания».
В последние несколько лет Саратовская область не раз становилась местом съемки для зарубежных и столичных режиссеров. Так в 2011 году телекомпанией НТВ был выпущен документальный фильм из цикла «Таинственная Россия» – «Саратовская область. Гнездо реликтовых змеев?» В прошлом году французские журналисты снимали в Саратове фильм о судьбе советских летчиц, главной героиней сюжета которого стала легендарная Лилия Литвяк.
Последним заметным саратовским проектом стал снятый студией «Саратовтелефильм» документальный фильм «Звезда Василия Фомичева», рассказывающий о жизни и творчестве саратовского пейзажиста, который вышел в феврале 2009 года. А ведь было время, когда в павильонах на 2-й Садовой снимались и короткометражные игровые фильмы, и мультипликационное кино, а саратовская школа считалась одной из лучших в отечественной теледокументалистике.
О недавнем прошлом, настоящем и будущем саратовской школы документального кино мы сегодня поговорили с молодым саратовским режиссером-документалистом Григорием Гришиным.
– Григорий, документальное кино у нас сейчас находится не в лучшем положении, хотя его просветительский потенциал во всем мире оценивают очень высоко. Почему, на твой взгляд, его возможности не используются – в частности, в нашей области. Нет достижений, о которых можно было бы рассказать или, может, нет зрителя, которому это было бы интересно.
– Телевизионное и большое кино мы не снимаем потому, что нет заинтересованности главного заказчика – государства. В начале 2000-х годов на федеральном уровне было принято решение отказаться от поддержки провинциальных киностудий, и государство ушло из сферы региональной кинематографии. Регионы, как говорится, были отпущены на «свободные хлеба», при этом столичная кинематография, и в частности, документальное кино, своей поддержки не лишились. Провинциальные студии перестали получать какое-либо финансирование: все средства были перенаправлены в большей степени в Москву и в меньшей – в Санкт-Петербург.
В то же время на региональном уровне понимания необходимости поддержки кинематографии, во всяком случае, в нашей области, сформировано не было. На мой взгляд, активнее всего этим занимаются в Перми, где в последнее время были достигнуты значительные результаты в деле кино и кинопропаганды, а пермского кино-менеджера Павла Печенкина, пожалуй, можно назвать лучшим кино-менеджером России. Он единственный, кому Евросоюз выделил почти 400 тыс. евро на кинообразование в Перми. Не Москве, не Питеру, а именно Перми.
У нас же в развитии региональной киноотрасли нет заинтересованности, во всяком случае, я ее никогда не видел. Складывается впечатление, что областное Министерство культуры до сих пор не очень понимает, что с этой отраслью делать. Ничего не известно мне и о том, чтобы в Минкульте области разрабатывалась региональная программа развития кинематографии.
Относительное благополучие в организации документального кино я застал только в середине 2000-х, когда Нижне-Волжская студия кинохроники получала заказы на производство фильмов от федерального Министерства культуры. В период с 2003 по 2007 гг. на студии под руководством Андрея Наймушина сняли более 30 фильмов и журналов. И если говорить о достижениях, то можно назвать снятый в 2006 г. Марией Кравченко фильм «Собиратели Теней», получивший несколько призов на разных кинофестивалях, в том числе и приз «Лучший Дебют» Семнадцатого Открытого фестиваля документального кино «РОССИЯ».
– Не связываешь ли ты отсутствие интереса власти к такому жанру как кинодокументалистика с общим невысоким интересом к нему жителей области, ведь даже во время показа телевизионных фильмов, в рамках довольно раскрученного фестиваля «Саратовские страдания», можно увидеть полупустые залы.
– Не уверен, что можно говорить о низком интересе зрителя к документальному кино. Действительно, на утренние сеансы приходит небольшое число зрителей, на конкурсные показы – тоже немного, но во время специальных показов залы бывают забиты. Например, в прошлом году в рамках фестиваля демонстрировался немецкий немой мультфильм в сопровождении джазовой музыки, так в зал на 140 зрителей набилось человек 200.
Документальному кино, так же как и большому игровому, нужна реклама. Раскрученным громким документальным проектам, о которых пишут в специализированных журналах, которые широко рекламируются и обсуждаются в Интернете, полные залы обеспечены. В случае с «Саратовскими страданиями» – не хватает работы с публикой, да банально недостаточно информации о фестивале. О чем можно говорить, о какой рекламе, если деньги на проведение фестиваля появляются за день до его открытия? Каждый очередной приходящий чиновник предлагает сейчас «Саратовские страдания» не проводить, и мы каждый год до последнего не уверены, будет ли фестиваль вообще.
Директор «Страданий» Татьяна Зорина из года в год объясняет, что так просто не бывает, чтобы фестивали проводились время от времени. Всем известно, что фестивали бывают двух видов – настоящие и «фейковые». «Фейковые» проводятся для того, чтобы собрать ресурсы, потусоваться с «коллегами» и разбежаться. На настоящих фестивалях, обладающих собственным именем и лицом, формируется авторитетное жюри и составляется содержательная программа, каждый пункт которой имеет смысл и значение. Они проходят ежегодно, примерно в одни и те же дни, участие в них всегда бесплатное, организаторы всегда выплачивают деньги, которые обозначены в качестве призов, и всегда приглашают участников. Можно однажды перейти в разряд «фейковых» фестивалей, но вернуться обратно почти невозможно. Я могу сказать, что сегодняшний уровень «Саратовских страданий» достигнут благодаря упорству, энтузиазму и бескомпромиссности их директора Татьяны Зориной. Именно ее последовательная работа определила их место в числе стратегически важных для развития российского документального киносообщества фестивалей.
А что касается будущего саратовской школы документального кино, то оно, безусловно, есть. Хотелось бы только побольше внимания к кинематографии со стороны региональной власти, и в частности, со стороны профильного министерства, тогда традиции удастся не только сберечь, но и развить, – для этого в нашей области есть все: и интересные сюжеты, и талантливые режиссеры, и опытные операторы.

Дмитрий ПЕТРОВ, член Общественной палаты Саратовской области, директор филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Саратов»:
– Саратовская область одно время действительно славилась своей школой неигрового кино. Наши земляками являются Дмитрий Луньков, входивший в десятку лучших отечественных документалистов, операторы со «вгиковским» образованием, такие как Виль Абузяров и Георгий Матыс. Сейчас, конечно, дела обстоят не так блестяще, но все же отдельные студии занимаются производством документальных фильмов. Например, «Волшебный фонарь» снимает по территории всей страны и за ее пределами, фильмы производства этой студии участвуют в конкурсах. Не так активно как раньше, но раньше и господдержка документального кино была значительно больше. На мой взгляд, поддерживать развитие кинематографии – дело не областного, но именно федерального бюджета. А областное Министерство культуры свой вклад вносит тем, что поддерживает фестиваль неигрового кино «Саратовские страдания». В минувшем году он прошел на высоком уровне. Достаточно сказать, что конкурсные фильмы затем транслировались по телеканалу «Россия 24» и показывали хорошую долю телесмотрения. Вообще, говорить, что документальное кино безнадежно уступает «новым медиа», по-моему, неуместно. Существует безумное количество популярных телеканалов, которые крутят только неигровые фильмы. Можно назвать хотя бы «Нэшнл Джиогрэфик» или «Дискавери». В конце концов, на том же «ЮТюбе» документалистика представлена очень хорошо и находит своего зрителя. (Посмотреть все эти прекрасные каналы можно используя кардшаринг на компьютере и это практически бесплатно)