В ночь с 16 на 17 июля украинский самолет Ан-12 рухнул в 16 км к западу от греческого аэропорта Кавала. Он выполнял грузовой рейс и летел по маршруту Ниш (Сербия) – Амман (Иордания), затем должен был сделать две технические посадки в Эр-Рияде и Ахмадабаде и прибыть в конечный пункт назначения – в Бангладеш.

После захода в воздушное пространство Греции один из четырех двигателей загорелся: был подан сигнал бедствия, экипаж решил совершить экстренную посадку в Кавале. Затем самолет пропал с радаров, рухнув между селами Антифилиппи и Палеохори у подножия горы Пангей.

Последний сигнал был получен в 19:47 по местному времени, а затем от местных жителей поступили сообщения о пожаре на месте крушения. На борту находились 8 граждан Украины, все они погибли.

С 2022 года воздушное судно эксплуатировала Meridian Air Cargo – одна из первых украинских частных авиакомпаний, зарегистрированных в ICAO. На момент катастрофы Ан-12БК находился в эксплуатации уже более пятидесяти лет и налетал более срока тысяч часов.

Незадолго до трагедии борт совершил несколько рейсов на Балканах: в четверг вылетел из Парижа в Сараево, в пятницу из Сараево в Белград, а затем — из Белграда в Анкару. В субботу вернулся в Ниш, откуда вечером отправился в роковой рейс MEM3032.

Сразу после начала поисково-спасательных работ стали поступать сообщения о наличии некоего «опасного белого вещества» на обломках самолета. Жители близлежащих общин получили уведомление от спасательных служб о необходимости держать окна и двери закрытыми и не пользоваться кондиционерами. В Кавалу направили роту РХБЗ, греки также сформировали специальную комиссию по расследованию инцидента.

Журналистов к месту трагедии не пускали, а двое пожарных утром в воскресенье были госпитализированы с проблемами дыхания из-за ядовитых паров. В МИД Греции готовятся вынести протест властям Сербии за то, что в Белграде не предупредили о потенциальной токсичности перевозимого груза.

В Сети множатся разные версии произошедшего: от предположений наличия на борту фосфорных боеприпасов для отправки в Сирию, до заверений, что Сербия поставляет оружие для ВСУ.

Министр обороны Сербии был вынужден выступить с заявлением. По словам Небойши Стефановича, груз принадлежал сербскому оружейному предприятию «Валир» и состоял из учебных боеприпасов для военнослужащих бангладешской армии. Экспортный контракт на их поставку был якобы подписан еще в 2021 году.

Формально его владельцем и директором фирмы выступает Младен Богданович. Однако есть основания полагать, что за фирмой-прокладкой стоит балканский оружейный барон Слободан Тешич — один из крупнейших торговцев оружием, вот уже несколько лет находящийся под санкциями США. Его предприятия давно заключают контракты на поставку вооружений в самые разные уголки света, и продажа оружия в Бангладеш сама по себе не выглядит чем-то экстраординарным.

Однако сообщения о токсичности груза и госпитализации греческих спасателей с признаками отравления — признак возможного наличия в истории «темных пятен». И вполне возможно, что на борту разбившегося самолета были далеко не только минометы с учебными боеприпасами.

Источник ТК Рыбарь.