Кооперация исследователей Института оптики атмосферы имени В.Е. Зуева СО РАН с учеными из ГНЦ ВБ «Вектор» по исследованию переноса аэрозоля в атмосфере началась ещё в конце 20 века. Большой интерес биофизиков-вирусологов «Вектора» вызывала вероятность переноса патогенных микроорганизмов с воздушными массами в атмосфере: до каких высот способны подниматься и оставаться жизнеспособными эти вирусы и бактерии, а также влияние факторов среды на эволюцию потенциальных патогенов.
Методология отбора проб «классического» атмосферного аэрозоля с борта самолета-лаборатории была довольно быстро и успешно адаптирована для отбора биоаэрозоля, что позволило в последующие 20 лет установить и систематизировать широкую номенклатуру микроорганизмов, способных существовать и перемещаться в тропосфере.
Специалисты «Вектора» репрезентативно и с достаточной точностью определили большинство этих жизнеспособных видов и отследили их временную и пространственную динамику. В публикации ими отмечено заметное снижение среднегодовой численности в атмосфере культивируемых бактерий и грибных агентов за 10 лет (в 6-10 раз). Однако вредное влияние на человека микроорганизмов, витающих в атмосферном аэрозоле юга Западной Сибири, за эти 10 лет существенно не поменялось.
Биологическая опасность далеко не всегда соразмерна количеству переносимых частиц биоаэрозоля и зависит от целого ряда факторов и сочетаний атмосферных параметров и метеоявлений в воздушных массах. Что касается циркулирующих в человеческой популяции вирусов и бактерий, то они хоть и относятся к диапазону размеров легко переносимых в воздушной среде частиц, но не способны длительно выживать и воспроизводиться без транспортера-инкубатора в виде организма хозяина. Новый коронавирус вряд ли отличается большей жизнестойкостью в свободной атмосфере и способностью оставаться живым (или вирулентным) после переноса на длительные расстояния.
Следует отметить высокую корреляцию среднегодовых концентраций микроорганизмов в аэрозоле с такой же характеристикой неорганической аэрозольной массы, что предполагает гораздо более тесное взаимодействие живой и неживой природы на уровне аэродисперсных систем в атмосфере, чем полагалось до этого. Учёные планируют продолжить совместные исследования этого вопроса.
Источник: Минобрнауки России