Завесу тайны в интервью радио Sputnik приоткрыла генетик, кандидат наук, специалист по геномике и биотехнологиям Светлана Боринская.

«Наш проект более широкий. Просто изучение ДНК убийц привлекает больше внимания. У нас туда включены и люди с попытками суицида-самоубийства. Мы изучаем в принципе, как генетические особенности влияют на поведение. А то, что они влияют, это известно достаточно давно. Мы все существуем, прежде всего, потому, что у нас есть гены. В генах записана программа развития от зародышевой клетки, до взрослого организма, и далее программа старения. Важно подчеркнуть, что эта программа не выполняется неуклонно, вот записано что-то, и так оно должно быть. Особенно это касается поведения, потому что эта программа касается конкретных условий, в которых развивается организм, и потом в которых живет человек в семье, в школе, в обществе. Каким образом он питается, а это тоже влияет на реализацию генетической программы. Учится чему-то — и это влияет. Испытывает стрессы. И показано, что ранние стрессы в детстве, как у человек, а так и у животного, могут сказываться на функционировании генов потом, уже у взрослого организма. Причем, сами гены не меняются, но на них расставляются метки, как будут эти гены работать. А наши гены могут работать или не работать. Они все время переключаются. Это если сравнить с какой-то сложной фабрикой. Не то чтобы все рабочие стояли и делали одно и то же. Происходит переключение с одного процесса на другой. Идет управление этими процессами.

У нас в геноме очень большая бюрократия, которая регулирует всю эту работу. Раньше изучали сами гены. Самые первые исследования были посвящены генетическим поломкам, которые вели к заболеваниям, связанным с нарушением обмена веществ. Сейчас вот таких заболеваний, связанных с поломкой одного гена известно около 5-или 6 тысяч. Это могут быть тяжелые заболевания или какие-то типа раздвоенного ногтя, который человеку жить не мешает. Но сейчас известны гены, которые такие особенности кодируют. Известны гены, которые определяют цвет глаз. А есть группа генов, которые влияют на наше поведение, на наше восприятие мира. И если особенности, связанные с цветом глаз с каким-то питанием или воспитанием мы поменять не можем, то особенности, связанные с поведением, формируются в значительной мере с взаимодействием генов и среды, под влиянием тех условий, в которых растет ребенок. То же самое не только у людей, но и у животных.

Поведение очень сильно зависит от условий. Когда нам пытаются сказать, что мы ищем то ли гены убийц, которые делают людей убийцами, то ли гены, которые делают людей террористами, но это просто безграмотность. Таких людей нет. И их никогда не найдут. Нет генов которые делают людей убийцами. Но есть гены, которые влияют на поведение людей. Вопрос, как это будет реализовываться. Что касается корректировки поведения человека на генетическом уровне, то в принципе, в будущем это будет возможно так же, как сейчас возможно лечение депрессии таблетками. Что делает любая таблетка, попадающая в организм, она, среди прочего, регулирует работу генов, потому что гены откликаются на любое событие: выпил компот — могут откликнуться. Сахар поступил, какие-то гены включились. Поволновался, посмотрел какой-то ужастик, гены откликнулись, пошел выброс адреналина, стрессовая реакция. Они откликаются на все. Об этом шла речь 15-20 лет назад, когда геном человека еще не был прочтен и его только-только читали. Помню, что это был огромный международный проект, который длился 10 лет. Для того, чтобы прочесть один геном, потребовалось 10 лет. А сейчас один геном человека может быть прочтен буквально за пару дней. И это все стоит в 1 000 раз дешевле. Все технологии совершенствуются и становятся более дешевыми. Предполагается, что через какое-то время они будут доступны так, как например, анализы в поликлинике. И речь идет о том, что нужно корректировать работу генов другими средствами. Не просто приемом таблеток антидепрессанта, которые, кстати, могут иметь и какие-то побочные эффекты. Точечным воздействием на тот ген, который дает сбой и на ту систему в обмене веществ, которая дает сбой, и из-за этого возникает депрессия или какие-то другие расстройства. Мы не изобретаем новые цели в смысле поддержания здоровья человека, но мы ищем новые инструменты, как это делать более точно, более прицельно с меньшим количеством побочных эффектов», — рассказала ученый.

Источник