«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Google Plus
18+

Намедни-Саратов. Год 1986

Соперничество главных мировых супердержав все больше напоминает двенадцатый раунд боя боксеров-тяжеловесов, когда оба уже едва держатся на ногах, но продолжают наносить друг другу удары. Первым пропускает США: на взрыв шаттла «Челленджер» в прямом эфире СССР отвечает успешным запуском орбитальной станции «Мир». Но почти сразу же в глубокий нокдаун Советское государство отправляет Чернобыльская катастрофа. Добивает оппонента Рейган своей Стратегической оборонной инициативой, больше известной как программа «Звездные войны», – перестройка и гонка космических вооружений явно не совместимы.

Период полураспада, каким его помнят саратовцы – в продолжающейся исторической саге «Гласа народа».

Поющий фонтан

На освободившейся после сноса дома купца Кузнецова площадке перед Консерваторией начинает работать единственный в городе цветомузыкальный фонтан. «Как в Сочи» звучит лучший комплимент в его адрес. Гидротехническое сооружение поет (установлен музыкальный ретранслятор) и танцует (бьющие струи меняют свою силу), а также благодаря подсветке переливается разными цветами. Посмотреть на чудо-фонтан каждый вечер собираются толпы зевак, но единодушного одобрения он не вызывает: кому-то не нравится кондовый эстрадный репертуар (предлагается включить в него песни Аль Бано и Ромины Пауэр), кому-то – его архитектурная композиция и то, что он не вписывается в исторический ансамбль проспекта Кирова. Вообще вся реконструкция центра последних лет подвергается тотальной ревизии: общественность и архитекторы в один голос говорят, что многоэтажные новостройки уничтожили складывавшийся десятилетиями уютный образ старого города. Особенно жесткой критике подвергается застройка Мирного переулка непритязательными функциональными зданиями: Домом быта, переговорным пунктом. Громкие протесты сопровождают планы по установке торговых рядов на площади Кирова рядом с Крытым рынком – впрочем, безуспешно: они все равно там появятся.

И все же попытки сделать Саратов городом, приятным для жизни в нем, очевидны. Еще один большой городской фонтан «Каскад» появляется на спуске к Волге по улице Октябрьской, на прилегающих кварталах ограничивается автомобильное движение, разбивается сквер, появляются лавочки.

Слово года. «Перестройка»

Во время посещения Волжского автозавода Горбачев произносит фразу «Без перестройки нет ускорения», с которой начинается победное шествие центрального понятия пятилетки, без перевода вошедшего во многие языки мира. На смену буксующей экономической реформе приходит идеологическая либерализация. Прекращаются гонения на диссидентов и религиозные объединения. На всех фронтах происходит массовая замена брежневских кадров на «людей перестройки».

– Если кто проявляет упорство, твердолобость и его уже не вытащишь из окопа вчерашних представлений, надо расстаться. Пусть он сидит в этом окопе, отстреливаясь вкруговую, а страна пойдет вперед, – типичный пример горбачевской риторики этого года.

Наиболее ярко процессы идут в сфере культуры. В широкий прокат выходят еще недавно непроходные по цензурным соображениям «Иди и смотри» Климова и «Покаяние» Абуладзе. Классиком признается Владимир Высоцкий – создается государственная комиссия по изучению его наследия и возглавляет ее один из популярных советских поэтов Андрей Вознесенский.

Исключением в этом ряду выглядит единственная репрессивная мера – усиление борьбы с нетрудовыми доходами. В Саратове она, в частности, приводит к тотальным проверкам рынка частного автомобильного извоза. Проходят облавы на нелегальных таксистов, которых особенно много у железнодорожного вокзала – и тех, кто попался в руки милиции, лишают прав на год. Впрочем, есть и другая сторона медали: уже ни для кого не секрет, что таксисты представляют собой организованное сообщество бутлегеров, подрывая устои сухого закона.

Двухсменка

В рамках повышения эффективности работы предприятий и, как сообщается, по инициативе трудящихся, в ноябре саратовские заводы переходят на режим работы в две смены. Для части коллектива привет­ственный гудок, как и раньше, звучит в восемь утра, а остальные заступают на смену в четыре вечера и работают до часу ночи. Получается, на одном и том же оборудовании можно сделать если не в два, то в полтора раза больше продукции. На практике реализация идеи сталкивается с большими трудностями. В частности, вечерние рабочие жалуются на трудности доставки с работы и на работу. Общественный транспорт и так ходит с перебоями, а тут еще самое неудобное время: с трех до четырех дня у водителей обеденный перерыв, а ночью автобуса не дождешься и подавно. В ответ на звучащие упреки в нерегулярности рейсов транспортники сетуют на окружающий бардак: то маршрут сокращен из-за затянувшихся ремонтно-строительных работ на

2-й Садовой, то напряжение в контактной сети слишком низкое – а новая тяговая подстанция так и не построена.

Статья года: «Имеют место вариации»

Ставший легендой в узких кругах Саратовский рок-клуб открылся на пять лет позже Ленинградского в помещении Дома культуры железнодорожников имени Карла Либкнехта (позже – клуб «Карамболь»). Площадка объединила прежде разбросанных по гаражам и квартирам самых ярких представителей местного панка и хэви: группу Джима Петрова и Сэма Тяпкина «Иуда Головлев», Дюшу Сущенко с «Ломаным грошем», Юрия Шестюка и «Худой конец» и еще несколько команд, память о которых бережно хранят свидетели их выступлений. Звонким скандалом завершился уже первый сборный концерт рок-клуба. Спустя несколько дней после него в «Заре молодежи» вышла разгромная статья Тамары Корневой «Имеют место вариации», сохранившая для истории бесценные репортажные подробности сего действа: «Дюшины фанаты, металлисты, приветствовали его выкриками на английском языке. Девицы прыгали на сцену, целовали, совали в рот гвоздику. Дюша гвоздику отбрасывал в сторону. Самым важным для него в тот момент было число звуков, срывающихся из-под пальцев в секунду». Сочное описание концерта, обильное цитирование текстов песен и интервью Джима из самодеятельного журнала «Вуги» могло бы выдать в авторе тайного поклонника саратовского рока, но в своих выводах она твердо стоит на принципах социалистической морали: «Бессмысленно требовать высокой культуры исполнения от мальчиков, пришедших с улицы... Но необходимо требовать элементарной дисциплины, воспитывать внутреннюю потребность делать лучше, не замыкаться на собственных представлениях о жизни, которую большинство подростков знают по песням «Иуды Головлева» и «Экспериментального марша».

Спустя несколько номеров «ЗМ» дискуссия перерастает из заочной в очную. На организованном газетой круглом столе право рокеров на самовыражение отстаивают как сами музыканты, так и президент рок-клуба Сергей Белостропов. Судя по опубликованному тексту, разговор проходит на повышенных тонах, но заканчивается согласием создать при горкоме комсомола (первый секретарь – Павел Большеданов) худсовет, «который будет оценивать деятельность той или иной группы».

Первый саратовский рок-клуб просуще­ствовал до начала девяностых, а следующий – «Восток» – появился в 1996 году.

Альпинист Богомолов

Председатель секции альпинизма спортивного общества «Локомотив» Сергей Богомолов от всего Саратова наводит мосты дружбы с народом США. Он участник двух широко освещаемых в прессе (включая публикацию в «Нэшнл Джиогрэфик») советско-американских экспедиций. Первая заходит на высшую точку Тянь-Шаня Пик Победы, вторая – на главную американскую гору Мак-Кинли в штате Аляска. Кроме восхождений российские альпинисты участвуют в большой общественной программе: Богомолов беседует со школьниками Анкориджа и Вашингтона, обсуждает с мэром Сиэтла нашумевшие телемосты Познера-Донахью. Вернувшись на родину, Снежный Барс сообщает землякам, что американцы показались ему очень искренними и доброжелательными людьми.

Спектакль года: «Мастер и Маргарита»

«Совершенно очевидно, что ничего более значительного, чем спектакль «Мастер и Маргарита» зритель на сцене Саратовского драматического театра еще не видел», – так начинается один из отзывов на новую постановку Александра Дзекуна в газете «Коммунист». Спектакль действительно не оставляет равнодушным никого: яростная критика и абсолютные восторги представлены примерно в равных пропорциях, а на зрительский интерес никак не влияет даже тот факт, что каждый спектакль идет в течение двух вечеров. Рассказывают даже об экскурсионных турах в Саратов из других регионов – специально на «Мастера и Маргариту».

На сцене булгаковский роман ставят не в первый раз (в семидесятых, например, была знаменитая постановка в Театре на Таганке), но трудно придумать лучшее время для этого, чем сейчас. В самом расцвете перестроечный культ Булгакова с его антисталинским подтекстом и идеей свободного творчества. Появляются даже отклики, что авторы принизили идейную содержательность первоисточника.

Бурные споры вызывает актерские работы. Среди специалистов по Булгакову – от путевых обходчиков до профессиональных лит­работников – всеобщее восхищение вызывают только Коровьев Сергея Сосновского и Маргарита Валентины Федотовой. А вот Воланда-Галко критикуют за монотонность. Очень бледен, по общему мнению, Мастер в исполнении Владимира Литвинова. В общем гуле тонут отдельные робкие сомнения в допустимости столь смелых обнажений на сцене. Пожалуй, ни до, ни после ни одна саратовская постановка не вызывала такой переполох в театральных и околотеатральных кругах.

Открытия года

– Магазин модного платья «Волжанка» на Чернышевского/Челюскинцев.

– Пионерлагерь «Синяя птица» в Балаковском районе.

– Пионерлагерь «Ровесник» в Марксовском районе.

– Кинотеатр «Мир» в Балаково.

– Памятник Федору Панферову в Вольске.

– Памятник Константину Федину в Саратове.

 

 

 

 

Намедни-Саратов. Год 1961

Намедни-Саратов. Год 1962

Намедни-Саратов. Год 1963

Намедни-Саратов. Год 1964

Намедни-Саратов. Год 1965

Намедни-Саратов. Год 1966

Намедни-Саратов. Год 1967

Намедни-Саратов. Год 1968

Намедни-Саратов. Год 1969

Намедни-Саратов. Год 1970

Намедни-Саратов. Год 1971

Намедни-Саратов. Год 1972

Намедни-Саратов. Год 1973

Намедни-Саратов. Год 1974

Намедни-Саратов. Год 1975

Намедни-Саратов. Год 1976

Намедни-Саратов. Год 1977

Намедни-Саратов. Год 1978

Намедни-Саратов. Год 1979

Намедни-Саратов. Год 1980

Намедни-Саратов. Год 1981

Намедни-Саратов. Год 1982

Намедни-Саратов. Год 1983

Намедни-Саратов. Год 1984

Намедни-Саратов. Год 1985

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: