Новые условия жизни в крупных городах, сложившиеся из-за пандемии COVID-19, значительно повлияли на их транспортные системы. Изменения произошли не только в работе общественного транспорта, но и в организации дорожного движения. Так, для автомобилистов временно поменялись правила парковки: во многих мегаполисах перестали принимать наличные для ее оплаты, а также ввели льготы для медицинских и социальных работников.

В Лондоне и других городах Великобритании, к примеру, с начала апреля до конца августа 2020 года действовали льготы для медицинских, социальных работников и волонтеров, относящихся к Национальной службе здравоохранения. По данным официального сайта Правительства Лондона, они могли бесплатно парковаться на городских уличных и плоскостных парковках после оформления специального пропуска. Этот пропуск, неважно в каком городе он был оформлен, действовал по всей стране.

Автомобили работников Национальной службы здравоохранения не эвакуировали на спецстоянки, если они стояли в запрещенном месте, но не создавали, по мнению сотрудника полиции, опасность. Медикам и соцработникам также отменяли штрафы за неправильную парковку при наличии доказательств того, что в этот момент они выполняли свои должностные обязанности.

Кроме того, в столице Великобритании для борьбы с инфекцией приостановили прием наличных в паркоматах и терминалах оплаты – заплатить за парковку весной и летом можно было только бесконтактно: банковскими картами или в специальных приложениях. Автомобилистам с ограниченными физическими возможностями или перевозящим их водителям продлили до конца сентября срок действия инвалидных парковочных разрешений, истёкших во время действия ограничительных мер.

В Нью-Йорке, в отличие от Лондона, можно было оплатить парковку и наличными. Правда власти настоятельно рекомендовали автомобилистам пользоваться мобильными приложениями ParkNYC и ParkMobile, чтобы снизить риск распространения инфекции. В городе на время карантина также изменили график уборки городских улиц (ранее для уборки полностью перекрывали участки или четные/нечетные стороны улиц), чтобы жителям не приходилось несколько раз в неделю выходить из дома и переставлять автомобили.

Медики и представители организаций, обслуживающих медицинские учреждения, в Нью-Йорке во время вспышки болезни могли парковаться бесплатно – но только по рабочей необходимости. Для получения льготы им необходимо было оформить специальное парковочное разрешение. Владельцы разрешений могли оставлять авто не только на уличных парковках, но и на местах для погрузки и разгрузки, а также под знаком «Парковка запрещена». В то же время за парковку под знаками, запрещающими остановку или стоянку, и в других местах, где припаркованная машина могла бы помешать дорожному движению или пешеходам, даже врачи получали штрафы.

Парковочные разрешения для нью-йоркских резидентов, инвалидов и представителей духовенства автоматически продлили до дальнейшего уведомления, если срок их действия должен истечь в 2020 году.

В другом городе США – Лос-Анджелесе – также смягчили некоторые правила платных парковок в связи с пандемией. Например, жители, у которых истёк срок действия парковочных разрешений, могли оформить временные – и распечатать их дома на принтере. Им также не нужно было несколько раз в неделю переставлять машины для уборки улиц – график подкорректировали. Автомобилистам, получившим штрафы за неоплату парковки, продлили сроки их оплаты.

Жителям Берлина, как и жителям Нью-Йорка, продлили разрешения, дающие право на льготную парковку – но только до конца июня. Для того, чтобы бесплатно парковаться с 1 июля, резиденты и инвалиды заблаговременно подавали заявления, в том числе на онлайн-платформе. Других временных изменений в парковочной системе Берлина из-за пандемии не было.

Помимо таких точечных коррективов, в крупных городах мира – в том числе, Лондоне, Нью-Йорке и Берлине – были серьезно пересмотрены сами транспортные стратегии в пользу пешеходов и велосипедистов. Им стали выделять все больше пространства, чтобы обеспечить свободное передвижение и возможность держать безопасную дистанцию.

В Лондоне некоторые улицы практически целиком «отдали» пешеходам – это Beech Street, Bridgewater Street и Golden Lane. Теперь там можно передвигаться только на велосипедах, самокатах или на «своих двоих». Исключение сделали для экологичных электромобилей, не производящих вредных выбросов, а также машин экстренных служб и компаний, обслуживающих предприятия, расположенные на улице.

Даже местные жители-автомобилисты и инвалиды не могут напрямую парковаться у своих домов – приходится искать иные пути подъезда к дому, парковаться на соседних улицах или же менять свои авто на более экологичные. За нарушение – штраф 130 фунтов стерлингов (около 13 тыс. рублей) со скидкой 50% при оплате в первые 14 дней.

Интересно, что эта инициатива, запущенная во время пандемии, стала постоянной частью будущей транспортной стратегии города.

Нью-йоркские власти в то же время реализуют проект «Открытые улицы», в рамках которого некоторые городские улицы ежедневно с 8:00 до 20:00 (если не указано иное) открываются для пешеходов и велосипедистов и закрываются для автомобилистов. Изначально проект охватывал 11 км улиц, к концу июня суммарная длина открытых участков выросла до 107 км. Во время пика пандемии эта мера позволила обеспечить больше места для прогулок жителей, которым необходимо было держать друг от друга дистанцию.

Возможно, городские власти возьмут на вооружение опыт «Открытых улиц» 2020 года и будут в дальнейшем продолжать проект. Кроме того, особое внимание в Нью-Йорке сейчас уделяется строительству новых безопасных велодорожек, а также разработке системы охлаждения улиц в наиболее жаркие летние дни путем распыления воды через гидранты.

В Лос-Анджелесе во время пандемии активно продвигалась программа «Открытые рестораны» для пострадавших от пандемии ресторанов и кафе – чтобы они могли продолжить работу, обеспечивая необходимую дистанцию между посетителями. По заявкам владельцев власти могли расширить залы со столиками на территорию уличных парковок и проезжих частей. Таким ресторанам также предоставляли специальные ограждения и зонтики в случае необходимости.

В мае в этом городе США запустили проект «Медленные улицы», в рамках которого порядка 80 км улиц по всему городу закрылись для всех, кроме местных жителей. При этом там по-прежнему разрешалось движение транспорта – но только если это автомобили резидентов, местных предприятий или экстренных служб.

В Берлине с начала пандемии COVID-19 так же, как в Лондоне и Нью-Йорке, уличное пространство перераспределили в интересах пешеходов и, в особенности, велосипедистов. На дорогах появились новые велосипедные полосы, а уже существующие – значительно расширили. Основная цель – дать тем, кто борется с инфекцией на передовой – медицинским работникам и волонтерам – наиболее безопасный путь к работе.

Изначально изменение инфраструктуры под велосипедистов задумывалось как временное, но идея прижилась – теперь власти немецкой столицы намерены кардинально отредактировать транспортную стратегию и превратить автомобильный Берлин в велосипедный.

А что в Москве?

Столица сделала бесплатной парковку для медиков и волонтеров, помогающих тем, кому приходится труднее всего в условиях пандемии. Парковаться без оплаты можно как на улице, так и на городских парковках со шлагбаумом, и эта возможность будет действовать столько времени, сколько потребуется. Мотивировать автомобилистов пользоваться бесконтактными способами оплаты парковки необходимости не было — 99% водителей и так оплачивают парковку через телефон.

Пандемия COVID-19 серьезно повлияла на транспортную ситуацию важнейших городов мира и затронула практически все отрасли, в том числе платные парковки. Некоторые изменения были призваны временно улучшить жизнь людей в период борьбы с инфекцией, но другие перестанут быть временными и начнут определять дальнейшую транспортную политику мегаполисов мира.