Примечательно, что они планируются в день, когда даже формально истекает срок, хоть и «псевдо», но провозглашенного «временного президентства». После 23 февраля его самодеятельность станет нелегитимной даже в рамках сконструированной им и его вашингтонскими кураторами «правовой» модели. Очевидно поэтому, что от него требуются некие «действия».

О чем идет речь? С территории сопредельного государства планируется ввезти грузы, определяемые как «гуманитарная помощь» венесуэльскому народу. С учетом позиции, занятой по данному поводу законными властями страны, авторы действия имеют в виду «идти на прорыв», провоцируя пограничников и военнослужащих на применение силы. Расчет – или на раскол в среде военных (не случайно «врио президента» поставил перед ними ультиматум перейти на его сторону в 8-дневный срок), или на знаковые жертвы, венесуэльский майдан, «небесную сотню», позволяющие ввести в силу вариант силовой акции извне.

В ставший известным в последние дни приграничный колумбийский город Кукута уже прибыли ведущие продюсеры нынешней антивенесуэльской кампании в Вашингтоне, включая сенаторов М.Рубио и М.Диас-Баларта.

Возникает естественный вопрос: чего хотят авторы, планирующие такое развитие событий?

Если речь идет о стремлении помочь некими гуманитарными грузами населению страны, то резонно спросить. Во-первых, не правильнее было бы, вместо лицемерной попытки ввезти «помощь» на пару сотен миллионов долларов снять блокирование счетов венесуэльских госпредприятий в американских банках на 11 млрд. долл. США (выделены правительством для приобретения лекарственных средств, продуктов питания и товаров первой необходимости) или средств и активов корпорации ПДВСА на 7 млрд. долл. США? Общий ущерб от американских рестрикций с 2013 г. в отношении Венесуэлы оценивается в 345 млрд. долл. США. Такие противоправные санкционные ограничения, преследующие цель удушить венесуэльскую экономику, вряд ли нацелены на облегчение положения простых граждан этой страны.

Во-вторых, если организаторами действительно ставится задача только доставить некое гуманитарное содействие нуждающимся, то почему не задействовать в этих целях проверенные и имеющие большой и неоценимый опыт в проведении подобных операций специализированные учреждения ООН? Может быть, потому, что принципами их деятельности являются беспристрастность, нейтральность, независимость и гуманность, а шаги обязательно координируются с законными властями страны или влиятельными и заслуживающими доверие всех сторон региональными организациями (например КАРИКОМ)?

Безусловно, эти вопросы отпадают, если речь идет о срежиссированной провокации и спекулировании на благородной цели. Тогда обоснован другой вопрос, прежде всего, латиноамериканцам. Мы знаем, что непростая история региона выработала там стойкую аллергию к иностранному военному вмешательству, которое приходило, как правило, «с севера», со стороны США. Знаем, что все страны Латинской Америки и Карибского бассейна, независимо от политической окраски их правительств, высказались против военного вмешательства в Венесуэлу. Возможность его звучит только из США и, как ни странно (а, может быть, это именно не странно), из уст самого «врио президента Венесуэлы», да так, что его порой вынуждены осаживать сами вашингтонские «кураторы». Неужели в регионе готовы допустить такой силовой сценарий? Голос латиноамериканцев против провокации, в защиту провозглашенной в свое время Латинской Америки как зоны мира был бы сейчас особенно важен.

Хотелось бы напомнить события 1986 г., когда «гумпомощь Никарагуа» оказалась партией оружия отрядам «контрас». Кстати, курировал тогдашнюю операцию нынешний спецпредставитель США по Венесуэле Э.Абрамс.

Вновь и вновь подчеркиваем: решение венесуэльских проблем – это исключительные право, компетенция и ответственность самих венесуэльцев, и они должны воспользоваться им без провокационного вмешательства извне. Международное, прежде всего региональное, содействие должно быть направлено на оказание этому максимальной доброжелательной помощи. Поэтому мы приветствуем цели, заявленные и преследуемые участниками «механизма Монтевидео»: Мексикой, Уругваем, Боливией, странами КАРИКОМ. Со своей стороны готовы оказывать содействие поиску такого взаимопонимания между всеми конструктивными и патриотически настроенными силами в Венесуэле.

Источник: МИД РФ