История эта не новая. Несколько лет назад по средствам массовой информации Казахстана было разослано письмо следующего содержания.

«ТОО «Кулан комур» внимательно следит за тем, что происходит в Кыргызстане вокруг куланского угля. Наше предприятие разрабатывает один из двух участков на данном угольном месторождении. Второй участок разрабатывает ТОО «Кулан ТБ». Мы являемся независимыми друг от друга хозяйствующими субъектами, и каждое из наших предприятий ведет самостоятельную внешнюю и внутреннюю экономическую политику».

Почему же и каким образом зараженный уголь с Куланского месторождения попал на ТЭЦ города Бишкека?

На самом деле при отработке практически любого угольного месторождения открытым способом верхние пласты имеют повышенный радиационный фон. Так бывает везде и всегда. Для того чтобы радиоактивный уголь не попадал к потребителям, существует особая технология отработки верхних пластов. если она соблюдается — всё в порядке. В Куланском месторождении эту технологию соблюдают четко и в обязательном порядке.

Контроль — надежнее некуда. Есть и специальные приборы и оборудование. Приборы современные, абсолютно новые и проверенные.

В 2011 году на ТЭЦ Бишкека было поставлено 130 тыс. тонн, а всего по линии гуманитарной помощи Республики Казахстан — 230 тысяч тонн угля Куланского месторождения. Правительство Казахстана проводило тендер для определения поставщика. Особое внимание уделялось соответствию нормам безопасности, качеству, а также ценообразованию. По всем параметрам куланский уголь был признан отвечающим данным требованиям, нормативным документам и стандартам Республики Казахстан. Всего же начиная с 2007 года через различные фирмы-посредники на ТЭЦ Бишкека поставили около 700 тысяч тонн куланского угля. Замечаний и нареканий со стороны потребителя не поступало.

Так что нет там никакого повышенного радиационного фона. Всё делается в полном соответствии с государственным стандартом, который разработан на основе Закона Республики Казахстан «О радиационной безопасности населения», норм радиационной безопасности и других не менее важных и серьезных документов.

Процитируем еще фрагмент того письма: «Подтверждением качества угля Куланского месторождения служит тот факт, что в 2009 году разработан и утвержден государственный стандарт СТ РК 1924 — 2009″Уголь Куланского месторождения». Сегодня мы поставляем уголь в различные регионы нашей республики, его используют в том числе для отопления школ и детских садов. Запрет правительства Кыргызстана на ввоз на территорию КР угля Куланского месторождения сильно бьет по имиджу нашего предприятия. Для восстановления справедливости наше предприятие готово представить все необходимые документы».

Для того, чтобы прекратились бесконечные разговоры о «радиоактивности» куланского угля, предприятие заказало независимую экспертизу в России. Хотя всё уже четко и ясно сказано в справке об «Изучение радиоэкологической обстановки территории Республики Казахстан, в том числе в уранодобывающих и нефтедобывающих регионах», но для порядка не помешает еще одно подтверждение полной безопасности использования казахского угля.

При этом не имеет принципиального значения, казахский это уголь или еще из какого-нибудь государства. Главное, чтобы он был недорогим и хорошим! Это выгодно для потребителей в Кыргызстане и для жителей республики.

Но явно не для трех человек: двух миллиардеров интернационального профиля и одного отставного политика из Кыргызстана — Патоха Шодиева, Александра Машкевича и бывшего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева. По мнению ряда экспертов, именно эти трое сделали всё, чтобы убрать с рынка куланский уголь и организовали доставку топлива с Шубаркульского разреза. Возить оттуда в Кыргызстан дальше, и уголь получается дороже. Но кое-кому это получается выгодно.