В Казани организаторы вечеринки Focus, пригласившие взрослых «очутиться в весенней сказке» в помещении республиканского цирка, желая донести миру некое волшебство, проложили тропинку в детство сквозь пары алкоголя.

Как сообщают СМИ, ночь на 29 апреля в Казанском цирке «с размахом и широким общественным резонансом прошла вечеринка Focus – иммерсивное шоу с солидным диджейским лайнапом и продажей алкогольной и табачной продукции». Организаторы мероприятия опровергли появившуюся в СМИ информацию о распитии алкоголя и курении на арене, но СМИ настаивают: в фойе цирка продавали алкоголь и электронные сигареты, а гости танцевали на цирковом манеже.

Скандал вокруг мероприятия в Казанском цирке, а также творческое взаимодействие и единство целей «постсоветского цирка», сумевшего удержать позитивный имидж на мировой арене, стали предметом общения «НГ» с цирковыми артистами разных поколений.

Татарстан всегда выделялся грамотным и качественным подходом к вопросам формирования безопасной молодежной среды, приобщения молодежи к искусству, воспитания ее нравственности и духовности. Так только на одну муниципальную программу «Развитие культуры в городе Казани на 2018−2024 годы» в бюджете заложено более 12 млрд рублей, ведь Казань по праву считается городом, где искусство и культура занимают особое место.

В Программе подчеркивается важность сохранения количества посещений культурно-досуговых учреждений, поскольку, как показывают современные исследования, существует тенденция постепенного снижения популярности традиционных учреждений культуры.

В наши дни современный цирк представляет собой не просто модернизированное учреждение культуры, а настоящий культурный центр притяжения, формирующий новый образ досуга и творческого развития. Так, в частности, Народный артист России, цирковой артист-дрессировщик Николай Павленко уверен, что сегодня цирковое искусство становится открытым, выходит к людям, которые с нетерпением ждут открытых репетиций и премьер цирковых спектаклей по всей стране.

Но вместо создания условий для повышения привлекательности цирка и расширения целевой аудитории цирковой среды, на манеже устраивается танцпол, а в фойе и появляется алкоголь и сигареты.

Не этим нужно привлекать. – убежден Павленко. — Нужно повышать культуру зрелищ, по-настоящему показывать людям цирк»

Сегодняшние цирковые программы представляют из себя грандиозные шоу для зрителей всех возрастов. Российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире. Цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию, их номера и аттракционы постоянно завоевывают призовые места на международных конкурсах и фестивалях.

Гендиректор Большого Московского цирка, Народный артист России Эдгард Запашный считает, что залог успеха российского цирка как бренда заключается в том, что все независимые друг от друга структуры эффективно между собой взаимодействуют:

Сегодня цирки объединяются идейно и финансово, происходит обмен артистами, циркуляция гастролей, приглашения на фестивали и другие значимые мероприятия. Ключевым для всех нас должны быть сотрудничество и союзничество».

«Цирк в России с его столетней историей – это настоящий культурный бренд и один из символов культурного наследия нашей страны. Он был и остается предметом нашей особой гордости. И проведение подобных мероприятий на территории цирка, как представляется, не только компрометирует российский цирк как мировой бренд, но и нивелирует все попытки республиканского правительства провести молодежную политику в соответствии с поставленными задачами», — считают эксперты. По их мнению, у руководства цирка и организаторов скандального мероприятия нет чувства святости и сакральности цирка.

100 лет истории понадобилось российскому цирку на то, чтобы уйти от балаганного и площадного имиджа цирка, чтобы произвести переворот в сознании зрителя, который сегодня отправляется в цирк за настоящим чудом, а не за обманом, за профессионализмом, а не за самодеятельностью, за самым честным искусством без границ.

Цирк – это великий храм искусства, а любовь к цирку как религия, уверен руководитель и основатель Театра кошек, народный артист Юрий Куклачев.

Когда в 90-е годы в театрах произошла трансформация, и культура театра существенно упала, то цирк сохранил свою самобытность, изящество, культуру, усовершенствовал программы, технику исполнения, и это была общемировая тенденция, заметил он.

Российский цирк годами выстраивал доверительные отношения со своим зрителем, став местом притяжения для людей разных поколений, интересов, профессий, местом досуга совершенно новой формации, привлекательным для людей всех возрастов. И эти усилия кажутся тщетными, когда директор цирка без какого-либо принуждения со стороны превращает цирковой манеж в танцплощадку, а фойе цирка в «алкомаркет».

Глава БМГЦ отметил, что Казанский цирк был и остается независимым хозяйствующим субъектом, однако он по-прежнему зависим от качественных программ, работающих на постоянной основе. А самые сильные и мощные профессиональные коллективы и лучшие в стране программы, по мнению эксперта, производят только три структуры в стране: компания Росгосцирк, Большой Московский цирк и цирк Никулина на Цветном бульваре.

Руководство казанского цирка в обозримом будущем может столкнуться с серьезным спадом посещаемости цирка, поскольку отказ от сотрудничества с ведущими цирковыми структурами страны привело к тому, что казанский зритель уже сегодня не имеет возможности видеть эти шоу у себя в республике», – считает Запашный.

Но что именно толкнуло руководство Казанского цирка к организации мероприятия, граничащего, по словам Запашного, с вакханалией – дефицит программ и потеря конкурентоспособного продукта или желание шагать в ногу со временем? А ведь именно последнее и означает – делать искусство созидающим, а не деструктивным, современным и интересным для детей и подростков.

Источник