В 2016 году законом о федеральном бюджете предусмотрено использование средств Резервного фонда на финансирование дефицита в общем объеме 2 136,9 млрд. рублей. В январе-марте 2016 года средства Резервного фонда не использовались.

 

Совокупный объем средств ФНБ по состоянию на 1 апреля 2016 года составил 4 947,3 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с началом года за счет отрицательной курсовой разницы на 279,9 млрд. рублей (на 1 января 2016 года – 5 227,2 млрд. рублей), или на 5,4%.

 

На 1 апреля 2016 года доля средств ФНБ, размещенных на счетах в иностранной валюте в Банке России, составляет 66,6%, в иные финансовые активы (субординированные депозиты и депозиты в российских кредитных организациях и во Внешэкономбанке; привилегированные акции кредитных организаций; ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов; долговые обязательства иностранных государств без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности) – 33,4%.

 

В I квартале 2016 года средства ФНБ не размещались в финансовые активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов.

 

В январе-марте 2016 года инициаторами инвестиционных проектов были использованы средства ФНБ в размере 42,3 млрд. рублей, что составило 9,1% от направленных на финансирование проектов средств ФНБ в сумме 463,2 млрд. рублей. По состоянию на 1 апреля 2016 года доля средств ФНБ, использованных инициаторами проектов на их реализацию, увеличилась с 63,6 % на 1 января 2016 года до 72,8 %.

 

Наименьшее освоение инициаторами проектов полученных средств ФНБ за период с начала реализации проекта до 1 апреля 2016 года зафиксировано по проектам «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» – 17,8% (8,9 млрд. рублей из 50 млрд. рублей) и «Строительство интегрированного нефтехимического комплекса «Западно-Сибирский нефтехимический комбинат» – 35,5% (42,1 млрд. рублей из 118,6 млрд. рублей).

 

Доходы от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в Банке России, зачисленные в 2016 году, составили 15,89 млрд. рублей и 13,19 млрд. рублей, соответственно, что на 34,6 млрд. рублей, или на 68,5%, меньше поступлений в 2015 году (50,48 млрд. рублей) по Резервному фонду и на 22,80 млрд. рублей, или на 63,4%, меньше поступлений в 2015 году (35,99 млрд. рублей) по ФНБ.

 

Сумма доходов от размещения средств ФНБ на депозиты в рублях во Внешэкономбанке, зачисленных в I квартале 2016 года, составила 2,4 млрд. рублей и по сравнению с аналогичным периодом 2015 года не изменилась.

 

Общая сумма дохода от средств ФНБ, размещенных в активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, в I квартале 2016 года составила 7,27 млрд. рублей, в том числе по ценным бумагам –1,56 млрд. рублей и по субординированным депозитам в российских кредитных организациях – 5,71 млрд. рублей.

 

В целом, уровень доходов от размещения средств Резервного фонда и ФНБ, полученных в I квартале 2016 года, сложился на относительно невысоком уровне.

 

По итогам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния» за 2015 год Счетная палата направила письмо в Правительство России с предложением внести изменения в нормативные акты по вопросам размещения средств ФНБ в самоокупаемые инфраструктурные проекты.

 

Счетная палата предлагала размещать средства ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов, которые реализуют самоокупаемые инфраструктурные проекты, с учетом реальной потребности, выделять транши при условии подтверждения использования ранее привлеченных средств, строго соблюдать сроки реализации, которые указаны в паспортах проектов. Также контрольный орган отмечал, что необходимо предусмотреть в нормативных документах положения, обязывающие инициаторов самоокупаемых инфраструктурных проектов заключать с Минфином России соглашения об обратном выкупе ценных бумаг. Что в частности позволит в случае нарушения ими установленных предельных сроков направления привлеченных средств ФНБ на финансирование проектов возвращать неиспользованные средства ФНБ обратно в бюджет.

 

По результатам его рассмотрения Правительством России было дано поручение Минфину России и Минэкономразвития России о принятии необходимых мер.

 

Минфин России проинформировал о том, что им подготовлены проекты постановлений Правительства России о внесении в ряд актов Правительства России изменений, направленных на создание правовых оснований для решения следующих задач:

 

а) в постановление Правительства России от 19 января 2008 г. № 18 – в части распространения механизмов контроля за ходом реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, финансируемых по схеме так называемого «сквозного финансирования», т.е. путем размещения средств ФНБ на субординированных депозитах в банках и последующего приобретения последними ценных бумаг российских эмитентов, связанных с реализацией Проектов, а также изъятия средств ФНБ, инвестированных в Проекты, в случае несоблюдения инициаторами Проектов сроков их освоения;

 

б) в постановление Правительства России от 5 ноября 2013 г. № 990 – в части предоставления новых средств из ФНБ на финансирование Проектов лишь при условии использования инициаторами этих Проектов ранее выделенных средств ФНБ, а также изъятия средств ФНБ, инвестированных в Проекты, в случае несоблюдения инициаторами Проектов сроков их освоения;

 

в) в постановление Правительства России от 5 ноября 2013 г. № 991 – в части отражения в паспорте Проекта периодов выборки средств ФНБ и предельных сроков направления привлеченных средств ФНБ на финансирование Проекта.

 

Данные проекты постановлений прошли процедуру общественного обсуждения и независимую антикоррупционную экспертизу на официальном сайте regulation.gov.ru в сети «Интернет» (за периоды общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы замечания по проектам в Минфин России не поступали).

 

Изменения в постановление Правительства России от 19 января 2008 г. № 18 согласованы Минэкономразвития России. На проекты постановлений о внесении изменений в постановления Правительства России от 5 ноября 2013 г. № 990 и от 5 ноября 2013 г. № 991 Минэкономразвития России направило в Минфин России замечания.

 

По завершении согласования с Минэкономразвития России и получении заключений Минюста России проекты указанных постановлений будут внесены Минфином России в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

 

Отчет о промежуточных результатах проверки направлен в Палаты Федерального Собрания Российской Федерации.