По словам Антона Алиханова, именно этот принцип заложен в пакет законодательных инициатив, разработанных правительством области совместно с бизнес-сообществом региона. В первую очередь он касается крайне затратной для калининградских предпринимателей процедуры идентификации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Сейчас при уплате таможенных платежей в отношении деталей и других компонентов своего товара, компаниям приходится оформлять для таможни множество документов и нести дополнительные издержки. ФТС России предлагает формировать «белый список» для тех участников ВЭД, которые предоставят таможне онлайн доступ к базе данных своих товаров.

«Большой пласт предложений попал в наши поправки к закону «Об Особой экономической зоне Калининградской области». Учтены наши предложения по поводу совмещения бухгалтерского и таможенного учета. И я очень надеюсь, что после принятия закона, процедура идентификации станет ещё более прозрачной и более простой», — рассказал Антон Алиханов.

По его мнению, такой подход будет способствовать реализации риск-ориентированного подхода в государственной реформе контрольно-надзорной деятельности.

«Нужно уходить не только в сферу наказания, но и в сферу поощрения за максимальное раскрытие информации участниками ВЭД. В этом случае через риск-ориентированный подход предприятие переходит в тот самый «белый список». Но если он совершает нарушение, то рискует потерять это преимущество и, соответственно, будет нести дополнительные затраты», — отметил глава региона.

Такой механизм работы с предпринимателями поддерживает президент РСПП Александр Шохин.

«Презумпция добросовестности означает, что предпринимателю нужно дать возможность, в частности, в общении с таможней доказать достоверность сведений. Главное, во-первых, профилактика и второе — механизмы принуждения к этой добросовестности. Например, через предупреждения, а также учитывая второстепенный характер нарушения, когда оно не является способом уменьшения таможенной стоимости, и тогда их можно простить с точки зрения привлечения к ответственности. Если будет налажен такой диалог и заработают эти механизмы, тогда появится «белый лист» – своего рода «зеленый коридор» для добросовестных компаний», — заявил Александр Шохин.