Приветствуя участников, Сергей Гаврилов отметил широкое представительство экспертного сообщества и органов власти, сотрудничающих с волонтерами. По его словам, добровольчество – одна из форм социальной активности, наиболее соответствующих характеру наших граждан, в органах федеральной и региональной власти идет работа моральному и материальному направлению поддержки этой деятельности граждан. Опыт волонтерства на Олимпиаде в Сочи и Универсиаде в Казани должен быть переосмыслен, считает депутат, и учтен опыт существующих в большинстве регионов добровольческих организаций. При подготовке закона, по мнению С.Гаврилова, очень сложно определить круг деятельности волонтеров, чтобы не сузить законом рамки их деятельности, а также рамки социальной ответственности корпоративного волонтерства.

Как сообщил сопредседатель Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев, в Ассоциацию волонтерства входят более сотни организаций различных сфер деятельности. По статистическим данным, постоянно участвуют в волонтерских проектах от 7% до 10% россиян. Докладчик отмечал, что некоторые министерства системно работают над законодательной поддержкой добровольческой деятельности. В марте текущего года в 63 регионах прошли общественные слушания, в результате которых выяснилось, что добровольческую деятельность нужно регулировать максимально корректно, так считает большинство экспертов.

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лилия Михеева заявила, что «законодательство должно заложить базовые основы для развития добровольчества». По её словам, в первую очередь нужно: введение понятия организатора общественной волонтерской деятельности и включение их в закон об общественно-значимых НКО; четко обозначить цель как общественно-полезную; определить условия участия несовершеннолетних в такой деятельности; обозначить сопряженные с опасностью сферы, требующие дополнительного регулирования в виде подзаконных актов; страхование ответственности гражданина за результаты его деятельности и его самого при рисках здоровью добровольца. По мнению Л.Михеевой, «все понятия и необходимые положения можно встроить в действующее законодательство, прежде всего, в №131-ФЗ о благотворительной деятельности».

К этой инициативе присоединилась координатор проекта Департамента инвестиций в социальную сферу направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Алиса Бабина, отметившая, что для усовершенствования законодательства необходимо уровнять понятия добровольчества и волонтерства как на региональном, так и на федеральном уровне. По её словам, разрабатывается и будет предоставлен регионам единый стандарт для ведения этой деятельности. Об организации работы в регионах рассказал председатель рабочей группы АСИ по реализации стратегической инициативы «Развитие добровольчества (волонтерства) в регионах» Григорий Мартишин. «Вопросы стандартизации и регламентации этой деятельности требуют федеральных усилий», — поддержал С.Гаврилов.

Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Игорь Михеев, напомнив об истоках развитии студенческого и школьного волонтерского движения, отметил, что всё активнее развивается и серебряное волонтерство (60+) и корпоративное. По его словам, Минобрнауки планирует и в дальнейшем поддерживать развитие студенческих объединений, а из 193 вузов, получивших поддержку министерства, практически, все ведут проекты студенческого волонтерства. Также чиновник выразил надежду, что в сфере образования появится еще больше общественных организаций, в том числе и для формирования ответственного отношения школьников. Условия для добровольчества в образовательной сфере уже созданы, считает И.Михеев. Дискуссионным вопросом, на его взгляд, является наделение льготами абитуриентов.

Член Совета Федерации Александр Борисов, один из соавторов внесенного в Госдуму рамочного законопроекта о волонтерстве, считая необходимым и важным детальное дальнейшее обсуждение законопроекта, пояснил, что для дальнейшей работы нужен план, в который законопроект должен встроиться.

Член Совета Федерации Эдуард Исаков, имеющий опыт проведения Сурдоолимпийских игр, рассказал о собственном опыте организации движения для помощи инвалидам, подчеркнув, «чтобы волонтеров не потерять, нужно с ними заниматься, общаться». Закон должен быть базовым, поддерживающим волонтерское движение, а в отраслевые законы должны вноситься корреспондирующие изменения, считает он.

Председатель Комиссии Общественной палаты России по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков считает, что для народных добровольных дружин (ДНД) необходимо законодательно закрепить их полномочия по фиксированию правонарушений и оформлении первичных документов (протоколов), поэтому предложил «по этой теме провести совместный круглый стол». Его инициативу поддержал Дмитрий Вяткин, отметивший «необходимость комплексного подхода и детальной проработки» в том числе и в КоАП.

Участники вспоминали опыт одной из древних форм добровольчества – помощи в тушении пожаров, а также Тимуровского движения, лесных патрулей, добровольных народных дружин, указывали, что добровольчество должно получить поддержку государства, в том числе и законодательную. Актуальность проблем правового регулирования добровольческой деятельности не вызывала сомнения, так как обусловлена активным развитием института волонтерства в России. Дискутируя о законодательном регулировании, большинство экспертов сошлись во мнении, что необходим базовый закон о волонтерстве и корреспондирующие изменения в отраслевые законы.