Среди конкретных предложений, вынесенных на обсуждение депутатов, были новые требования к таре для непищевой спиртосодержащей продукции. Уменьшение ее до 10-15 миллилитров, а по мере возможности — перевод таких препаратов в аэрозоль, чтобы исключить употребление в большом количестве.

Требуется сокращение мест сбыта – помимо инициативы Совета Федерации запретить торговлю «фунфуриками» через автоматы, можно ввести ограничение в магазинах площадью менее определённого метража, как это было ранее сделано с алкогольными напитками.

Был вынесен на обсуждение также вопрос о снижении стоимости этилового спирта. По мнению ряда депутатов, снижение или заморозка цены легальной алкогольной продукции сократит количество отравлений суррогатами. Больше всего их потребляют в небольших городках и в сельской местности, где высокая цена не позволяет людям покупать качественные спиртные напитки. Сторонники такого решения полагают: если легальный алкоголь будет доступен, люди перестанут покупать технические смеси.

Член комитета по охране здоровья Александр Петров отметил, что медицинские препараты, такие как настойки боярышника, пустырника — обязаны применяться в медицинских целях, но 95% уходит на немедицинское применение. Более того, количество лекарственной субстанции сейчас стало в 10 раз меньше, чем в изначальной рецептуре. Нужен глубокий анализ ситуации, чтобы понять, поможет здесь введение рецептурной продажи или акцизы на весь медицинский спирт.

Депутат Константин Затулин обратил внимание, что на протяжении уже нескольких составов Госдумы превалирует мнение, что надо повышать цену на алкоголь — так, чтобы он стал недоступен. Он выразил сомнение в выводе, что люди в таком случае станут пить меньше или перестанут употреблять алкоголь вообще.

«Я согласен, мы должны предпринимать какие-то действия. Но нужно изучить данные, действительно ли удорожание вызывает рост потребления суррогата и числа отравлений. Есть такая статистика? Может быть, это и есть ответ на вопрос, должны мы быть последовательными или стоит изменить тенденцию?» — сказал он.

Категорически не согласился с этим предложением депутат Геннадий Онищенко. Он напомнил, что концепция государственной алкогольной политики, включающая и мероприятия по борьбе с алкоголизмом, работает с 2009 года. В ней много аспектов и составляющих, среди которых цена на алкоголь – далеко не самое важное, и не панацея против пьянства и отравлений.

«Когда концепция принималась, потребление в нашей стране медицинского, пищевого и технического алкоголя составляло 18 литров на душу населения. А по оценкам ВОЗ, 8 литров уже является угрозой для генофонда. Второе — на среднюю советскую зарплату по 3.62 рубля можно было купить 47 бутылок водки. В 2009 году цифра приближалась к 100, то есть удельная цена алкоголя к доходности граждан была резко снижена», — рассказал депутат.

По его убеждению, «основа сегодняшнего безобразия» — это деление на акцизный и безакцизный алкоголь. Первый идёт на легальные напитки, второй – на медицину, бытовую химию, парфюмерию и технические нужды.

«Два миллиона декалитров тратится на медицинские манипуляции и еще два на медицинскую промышленность. Но медицинская промышленность уже в те годы у нас «свалилась», а все эти 2 миллиона были выкуплены и пущены на пресловутый «медицинский боярышник». И под прикрытием этих 2 миллионов десять заводов по стране производили зерновой спирт, 4 миллиона безакцизного «медицинского» алкоголя в поллитровых бутылках», — рассказал Онищенко об истоках проблемы.

По его словам, похожая ситуация и с сегментом «бытовой химии»: средств для разжигания костров, для чистки ковров и прочих, на этикетках которых крупными буквами написан процент содержания спирта. То же с парфюмерно-косметической продукцией, которая и стала причиной массового отравления в Иркутске. По стране это еще 2 миллиона декалитров спирта – при отсутствии сопоставимых объемов производства отечественной парфюмерии.

Третий сегмент – фабрики по производству технического спирта, ставшие в отдельных случаях моногородами. Они отправляют эшелоны древесного технического спирта в страну, и эта продукция бесследно растворяется на рынке.

«Главное предложение нашему Минэкономики – уравнять акцизы на технический и на обычный спирт. С тем, чтобы вообще отпала необходимость штамповать псевдоалкоголь, продукцию «двойного назначения». Если акцизы будут равные, она уйдёт, её просто не нужно будет покупать. И нужно дальше снижать доступность алкоголя, не только ценовую, но и территориальную, правильно делает сегодня Минздрав, убирая алкоголь из ларьков. И также надо убирать из оборота излишки технического спирта», — сказал Онищенко.

По его словам, негативно на ситуацию повлиял запрет на свободные проверки со стороны контролирующих органов, в том числе Росалкогольрегулирования, снятие с МВД задачи по наказанию нарушителей правил торговли алкоголем, и ряд других факторов.

«Я готов принять участие в рабочей группе, но предлагаю решать не отдельными выхватами из проблемы, а серьезным трудом. Если мы эту ситуацию оставим в таком виде, как сейчас, это будет национальное бедствие, которое развивалось все эти годы. Это угроза нации», — заявил он.