Вопреки распространенным ожиданиям, выборы в Госдуму РФ не стали ключевым тестом на политическую выживаемость губернаторов. Поскольку федеральная власть пытается выстроить новую повестку для следующей президентской каденции, от чего напрямую зависит и кадровая политика, полученные в ходе выборов электоральные результаты, а также недавнее прохождение через выборы не являются гарантией сохранения в должности. С точки зрения последствий выборов для судьбы губернаторов более значимыми являются не конкретные проценты и количество избранных депутатов разного уровня, а влияние кампании на внутриэлитные балансы в регионах и социально-политические последствия (в том числе и уровень удовлетворенности отдельных групп населения их итогами).
Тем временем на первый план выдвигаются другие критерии, влияющие на аппаратную выживаемость. А именно:
Технические – обусловленные необходимостью принятия решений по губернаторам, срок полномочия которых приближается к концу. В 2017 году речь идет о главах Адыгеи, Бурятии, Карелии, Мордовии, Пермского края, Саратовской, Свердловской областей. По разным причинам они не смогли или не захотели добиться проведения в регионе досрочных выборов, что ставит под сомнение наличие электорального потенциала у большинства из них.
Символические — связанные с возможным стремлением нового руководства Администрации Президента продемонстрировать свои политические возможности и реализовать на региональном уровне намерения по рестайлингу внутриполитических подходов. Как следствие, в зону риска попадают исторически важные для Центра регионы (Нижегородская область), а также главы территорий, вокруг которых в последние годы создавался негативный медийный шлейф (Самарская область, Псковская область). Кроме того, возможна интрига вокруг значимости самих губернаторских выборов. Поступившие в начале декабря сигналы о возможном делении губернаторов на три «списка» с учетом результатов их работы свидетельствуют о сохранении прежней практики на «довыборное» решение ключевых кадровых вопросов. В то же время здесь имеется пространство для маневра. Приближение выборов президента (которые, судя по утечкам в СМИ, планируется провести при более высокой явке и политической мобилизации) может мотивировать федеральную власть на демонстрацию сильных шагов и при отставках глав регионов, и при стимулировании яркости и конкурентности губернаторских кампаний, позволяющих вплоть до осени 2017 заполнять повестку яркими региональными кейсами (узнаваемым широкой аудиторией примером могла бы стать Свердловская область). В качестве интересного хода может быть использовано назначение технических исполняющих полномочия губернаторов, чтобы губернатор, срок полномочий которого истек, вынужден был принимать участие в выборах на общих основаниях. Возможна также постановка вопроса об осмысленности практики предоставления губернаторских постов представителям оппозиционных партий (Орловская, Смоленская области) — конституционное большинство «Единой России» снижает необходимость в этом. «Справедливая Россия» такой вакансии уже лишилась, а КПРФ продемонстрировала способность добиваться победы своих кандидатов на прямых выборах.
Имиджевые – привязанные к текущим рейтингам поддержки действующих глав регионов. Ограничителем здесь выступает отсутствие публичности и общественной экспертизы проводимых в настоящее время закрытых исследований, а также иногда случающиеся труднообъяснимые резкие скачки уровня поддержки глав регионов в социологических исследованиях.
Статистические – исходящие из заявленных приоритетов усиления внимания к экономическим результатам работы глав регионов. В Приложении мы предприняли попытку обобщения текущей экономической статистики. С учетом несопоставимости потенциалов регионов акцент сделан на данных о динамике за прошедший год. Полученные данные лишь отчасти пересекаются с имеющимся представлениями об эффективности существующих в регионах политических систем.
Карьерные – продиктованные расширением практики перевода губернаторов на федеральные позиции, которые часто не могут быть однозначно интерпретированы как повышение или понижение (Н.Цуканов, Е.Зиничев).
«Правоохранительные» — с учетом результативности практики замены глав регионов по «антикоррупционным» основаниям (Коми, Кировская область, Сахалин) и серии атак на них с помощью уголовных дел в отношении заместителей губернаторов и членов региональных правительств. Эта линия может развиваться автономно, вне прямой зависимости от результатов работы губернаторов на других участках. Активность правоохранителей встречает разное отношение глав регионов – от открытой солидаризации губернатора с подозреваемыми (Кемеровская область) до самоустранения от проблемы (Челябинская область).
Сокращение распределяемых ресурсов обостряет конкуренцию за более богатые регионы, в то время как антикоррупционная активность силовых структур делает еще более низкой мотивацию региональных и федеральных политиков на борьбу за посты в депрессивных территориях.
Регион | Глава | Оценка (по 5-бал-льной шкале, в скобках – оценка в прошлом рейтинге) | Сильные стороны | Слабые стороны | Год начала работы во главе региона | Срок окончания полномочий |
Адыгея | Аслан Тхакушинов | 3 (3+) | Удается поддерживать стабильность в регионе на приемлемом в сравнении со «среднекавказским» уровне. Конкуренты не проявляют высокой публичной активности, а отмена прямых выборов облегчает лоббирование продления полномочий в кулуарах без привязки к текущим рейтингам. | Оборотной стороной отмены прямых выборов может стать непрозрачность решения вопроса о кандидатуре главы, в том числе для действующих республиканских властей. Близкий срок полномочий требует от федеральной власти принятия оперативного решения, которое с учетом относительной периферийности республики для Центра может носить спонтанный характер. | 2006 | янв.17 |
Республика Алтай | Александр Бердников | 4 (3+) | Является одним из рекордсменов по политическому выживанию. Хотя не является полноценным лидером общественного мнения, хорошие экономические показатели (в том числе развитие туризма), а также развитие особого сектора вип-туризма облегчает коммуникацию с высшими руководителями страны и предъявление результатов своей работы. | Отношение внутри элит к фигуре главы остается весьма сдержанным. Хотя А.Бердников выиграл прямые выборы, это стоило серьезных усилий и не дало ему большого политического преимущества. | 2005 | сент.19 |
Башкортостан | Рустэм Хамитов | 3 (4) | В целом сохранил социально-политическую и экономическую стабильность в традиционно значимом регионе, не допустив серьезных эксцессов – в том числе в межнациональных отношениях. | Смена собственника «Башнефти» создает бюджетные риски и одновременно делает республику одной из приоритетных территорий для «Роснефти». В этой связи могут быть актуализированы тезисы об управленческой слабости главы, снижении лоббистского веса, недостаточном авторитете среди местных элит, нарушениях на выборах в Госдуму, утрате возникшей с заменой М. Рахимова энергетики. | 2010 | сент.19 |
Бурятия | Вячеслав Наговицын | 2 (3) | Республика долгие годы остается относительно периферийной для федеральной власти, а активность претендующих на контроль над республикой лоббистов невысока. Кроме того, удается избегать возникновения резонансных конфликтов в межэтнических отношениях. | Многочисленные конфликты с местными элитами окажутся в центре внимания вследствие необходимости принять кадровое решение из-за окончания срока полномочий. | 2007 | Май 17 |
Дагестан | Рамазан Абдулатипов | 3 (4) | После смены власти в республике удалось добиться снижения террористической активности и интенсивности контртеррористических операций. При этом в значимых для Центра ситуациях не препятствовал действиям федеральных силовых структур. | В случае обострения ситуации может быть реанимирован тезис о недостаточной управляемости, неполной готовности к выстраиванию сложных межклановых и межнациональных балансов. Также вопрос о власти в республике может стать проекцией расстановки сил между федеральными бизнес-группами, имеющими интересы в Дагестане (С.Керимов, З.Магомедов). Кроме того, наблюдается рост публичной активности ранее занимавшего пост главы республики М.Магомедова. | 2013 | сент.18 |
Ингушетия | Юнус-Бек Евкуров | 4- (4) | Значимость противовеса Р.Кадырову на Северном Кавказе, реализующего альтернативную чеченской модель выстраивания социально-политического баланса. | Не удалось преодолеть проблему отсутствия социально-экономической самодостаточности республики. Критика семейственности во власти со стороны оппозиции. | 2008 | сент.18 |
Кабардино-Балкария | Юрий Коков | 4 (4) | На фоне относительной стабильности федеральный Центр не имеет оснований активно вовлекаться в ситуацию внутри республики и брать на себя ответственность за серьезное изменение баланса сил. | Выходцы из республики продолжают периодически фигурировать в конфликтах вокруг незаконных вооруженных формирований. | 2013 | окт.19 |
Калмыкия | Алексей Орлов | 4 (4) | Позволяет федеральной власти не вовлекаться во внутриреспубликанскую ситуацию, избегая серьезного обострения линий политической напряженности. | В силу периферийного положения республики в качестве контраргумента всегда может быть предъявлен тезис о дефиците позитивной динамики. | 2010 | сент.19 |
Карачаево-Черкесия | Рашид Темрезов | 4 (4-) | Недавнее переназначение на фоне способности позиционироваться в качестве «современного» управленца. | Федеральный Центр слабо вовлечен во внутриреспубликанскую ситуацию, однако любое нарушение межэтнического и межкланового баланса в сложной с точки зрения национальных отношений и элитной конфигурации республике может побудить к переосмыслению результатов политики последних лет. | 2008 | сент.21 |
Карелия | Александр Худилайнен | 3- (3) | Сумел нейтрализовать большую часть оппонентов, которые не смогли конвертировать рейтинги во властные позиции. Способен мобилизовать не только политический, но и силовой ресурс. Вопреки прогнозам, относительно легко провел кампанию по выборам в Госдуму. | По мере приближения конца срока полномочий наблюдается дефицит позитивных аргументов в пользу его продления. Итоговое решение будет обусловлено в большей степени позицией и расстановкой сил федеральных лоббистских групп, а не ситуацией в самой республике. | 2012 | Май 17 |
Коми | Сергей Гапликов | 4 (4) | Стремится сохранять эффект федерального назначенца, принявшего на себя «тяжелое наследие» прежнего руководства. Смог снизить влияние ряда бизнес-групп и при необходимости назвать их «виновниками» в случае ухудшения экономической или инфраструктурной ситуации. | «Дело Гайзера» парализовало существовавшую в республике систему управления, а продолжение череды уголовных дел усилило «фактор страха» среди высшего и среднего управленческого звена. Выстраивание новой управленческой конфигурации взамен разрушенной все еще находится в стартовой стадии. | 2015 | сент.21 |
Марий Эл | Леонид Маркелов | 3 (4-) | Продемонстрировал способность вопреки высокому антирейтингу и электоральной усталости победить на прямых выборах. По отдельным подотраслям в экономике наблюдается улучшение показателей вследствие увеличения оборонных заказов. Для возможных внешних конкурентов республика остается малопривлекательным активом. | Переизбрание на новый срок произошло со скрипом. Кроме того, устойчиво пропагандируется тезис о постепенной утрате связи главы республики с реальностью. | 2000 | сент.20 |
Мордовия | Владимир Волков | 4- (4) | В республике сохраняется социально-политическая стабильность. Подготовка к проведению Чемпионата мира-2018 остается одним из приоритетов и одновременно драйверов инфраструктурного развития. Постепенное дистанцирование нынешних элит от Н.Меркушкина снижает риски, возможные в случае замены самарского губернатора. | В.Волков воздерживался от попыток инициировать досрочные прямые выборы главы республики, что создает интригу накануне окончания полномочий. Проблемой для региона остается высокий уровень долговой нагрузки (хотя, по мнению ряда экспертов, речь в основном идет о бюджетных кредитах, которые федеральный Центр неформально обещал реструктурировать). | 2012 | Май 17 |
Саха | Егор Борисов | 4 (4) | Руководит самодостаточным регионом, обеспечивающим благоприятную экономическую статистику и не формирующим негативную повестку дня на федеральном уровне. Отсутствие претензий со стороны федерального Центра. Поддержка со стороны «Алросы». | Как и любая закрытая управленческая система, административная система республики остается уязвимой для критики – в том числе за жесткость и элементы этнократии. Проблемой для Е.Борисова стало также безальтернативное выдвижение по округу в Госдуму одного из ключевых оппонентов – Ф.Тумусова. Дополнительную неопределенность может создать смена федерального куратора «Алросы». | 2010 | сент.19 |
Северная Осетия | Вячеслав Битаров | 4 (4-) | Сохраняет карт-бланш благодаря недавнему вступлению в должность. | Кадровые решения по Северной Осетии принимались в последнее время весьма хаотично и не смогли преодолеть существующий в республике раскол элит. | 2016 | сент.21 |
Татарстан | Рустам Минниханов | 5 (5) | Республика считается одним из «образцовых» регионов с точки зрения как экономики, так и политической управляемости. Это подкрепляется сильными лоббистскими позициями, а также неготовностью Центра вести собственную игру в республиканской политике. Кроме того, в мусульманском мире Минниханов способен отчасти уравновешивать активность Р.Кадырова и подключаться к участию в важных дипломатических вопросах (в том числе в части отношений с Турцией и другими тюркскими странами), является элементом баланса внутри мусульманского духовенства России. | Некоторые из экспертов указывают на диспропорцию между политически самостоятельной позицией республики и относительно слабым интересом к политике со стороны Р.Минниханова, предпочитающего больше концентрироваться на экономических вопросах. При этом республика не защищена от всплесков раздражения со стороны части федеральных элит в связи с ее подчеркнутой автономностью, а также периодическим выдвижением резонансных инициатив (например, продлением нового договора о разграничении полномочий с федеральным Центром). | 2010 | сент.20 |
Тува | Шолбан Кара-оол | 4+ (4) | Недавно победил на выборах главы республики. Сильной стороной остается поддержка С.Шойгу, позиции которого в Сибири после назначения полпредом С.Меняйло укрепились. | Республика остается несамодостаточным регионом со слабой экономикой, зависимостью от федерального бюджета и высоким потенциалом обострения межнациональной напряженности. | 2007 | сент.21 |
Удмуртия | Александр Соловьев | 4 (4) | Сумел избежать ослабления управленческой системы в республике, позиции которой в экономике улучшаются благодаря росту объемов оборонного заказа. | Результаты работы остаются малоузнаваемыми на федеральном уровне, где нет четкого представления о степени успешности работы главы. | 2014 | сент.19 |
Хакасия | Виктор Зимин | 3 (3-) | Хорошо знает ситуацию в республике, опираясь при этом на поддержку представленных здесь бизнес-групп, а также федеральных политических союзников. | В последние годы часто оказывается под ударом – в том числе в связи с антикоррупционными расследованиями и ростом бюджетных долгов. | 2009 | сент.18 |
Чечня | Рамзан Кадыров | 5 (4) | Позиционируется как подчеркнуто безальтернативная фигура с рекордными лоббистскими возможностями, благодаря которым сумел сохранить проведение прямых выборов главы и предотвратить сокращение бюджетных ассигнований. | Оборотной стороной публичного стиля поведения и лоббистских успехов является накопление конфликтного потенциала в отношениях с федеральными ведомствами. При этом федеральные власти часто не имеют возможности для оценки реального уровня стабильности в республике и прочности созданной управленческой конструкции. | 2007 | сент.21 |
Чувашия | Михаил Игнатьев | 4- (4) | Сумел «пересидеть» несколько атак со стороны оппонентов и претендентов на пост главы республики, избегая открытого вовлечения в публичные конфликты. | Не создал репутацию сильного управленца с мощной историей успеха. | 2010 | сент.20 |
Алтайский край | Александр Карлин | 3+ (4) | Сумел гармонизировать отношения с ключевыми бизнес-группами, не допустить появления сильных оппонентов, стабилизировать ситуацию в Рубцовске. | Относительно низкая популярность и подчеркнуто жесткий стиль управления увеличивают число оппонентов и делают уязвимой для критики мишенью. | 2005 | авг.14 |
Забайкальский край | Наталья Жданова | 4 (3) | Недавно победила на выборах, используя ресурс федеральной поддержки. | Приход на пост губернатора расценивается многими как случайный. Возможности вывода региона из исторически депрессивной экономической ситуации пока не очевидны. | 2016 | сент.21 |
Камчатский край | Владимир Илюхин | 4- (5-) | Сумел избежать формирования негативной повестки дня. | Как и соседние главы, остается заложником между провозглашенными приоритетами развития Дальнего Востока и малоочевидными результатами этой политики. | 2007 | сент.20 |
Краснодарский край | Вениамин Кондратьев | 4- (4) | Постепенно перешел к формированию собственной управленческой команды. Сумел сохранить внимание федеральной власти к развитию региона – в том числе в связи с проведением Чемпионата мира по футболу. | Критики указывают на постепенное снижение политической управляемости, периодические всплески социального недовольства, постепенное формирование оппонирующего полюса влияния вокруг А.Ткачева, зависимость губернатора от взаимоотношений между крупными федеральными ведомствами, а также угрозу снижения интереса Центра к вложениям в туристические объекты региона в связи с приоритетным развитием Крыма. | 2015 | сент.20 |
Красноярский край | Виктор Толоконский | 4 (3) | Несмотря на существующий в крае скептицизм относительно политических возможностей губернатора, сумел одержать победу над сторонниками А.Быкова в ходе выборов в Госдуму РФ. В пользу губернатора также играют сбалансированность отношений с ключевыми бизнес-группами и конструктивный диалог с традиционно влиятельным ЗС. | По-прежнему слабо вписывается в местную ментальность, оставаясь мало понятным и для граждан, и для элит, привыкших выстраивать сложные комбинации. Лоббистские возможности на федеральном уровне остаются неочевидными. Возможны риски в связи с предстоящими непрямыми выборами мэра Красноярска. | 2014 | сент.19 |
Пермский край | Виктор Басаргин | 2+ (3-) | Экономические показатели региона остаются благоприятными, а осенние выборы позволили ослабить позиции внутриэлитных оппонентов. Сохранение контроля над краевым парламентом повысило вероятность того, что к моменту выборов оппоненты придут не на пике форме, а широкая антигубернаторская коалиция создана не будет. | Вторая смена политической команды в течение года создает впечатление отсутствия понятной стратегии. По мере приближения конца полномочий будут попытки актуализировать темы слабого политического контроля, дезорганизации управления, внутриэлитного раскола, многочисленных уголовных дел в отношении сотрудников. Силовыми структурами неоднозначно воспринимается союз губернатора с пермской городской группировкой. | 2012 | Май 17 |
Приморский край | Владимир Миклушевский | 3+ (4) | Благодаря успешному проведению крупных мероприятий и форумов создал региону образ «витрины» политики России на Дальнем Востоке. Арест мэра Владивостока И.Пушкарева ослабил позиции внутриэлитных оппонентов. | Арест И.Пушкарева усилил уровень управленческой дезорганизации и повысил риски, связанные с активным участием правоохранительных органов в политической жизни края. Фактором риска может стать отсутствие консенсуса по поводу успехов работы губернатора на своем посту. | 2012 | сент.19 |
Ставропольский край | Владимир Владимиров | 4 (4) | Сумел переломить традицию частой замены губернаторов в крае. Экономические показатели региона в целом благоприятны, несколько снижен общий уровень депрессии среди населения. | Проблема экономической и иной экспансии из соседних регионов не разрешена и продолжает обостряться. | 2013 | сент.19 |
Хабаровский край | Вячеслав Шпорт | 4- (4) | Закрепился на своем посту, минимизируя негативную повестку и создавая ожидания от края в контексте развития нефтегазовых и оборонных проектов. | Сохраняются проблемы в отношениях как с полпредством, так и с властями Хабаровска. На это накладывается дефицит общепризнанных достижений и общее накопление усталости. | 2009 | сент.18 |
Амурская область | Александр Козлов | 3 (3+) | Несмотря на случайный характер назначения, сумел отбить первые атаки на себя и начать попытки выстраивания собственной конфигурации. | Существует почти не решаемая проблема невыигрышного позиционирования в сравнении с предшественником О.Кожемяко. На дефицит личной популярность накладываются слабые позиции в элитах и уязвимость перед атаками оппозиционных партий. | 2015 | сент.20 |
Архангельская область | Игорь Орлов | 3 (4) | Сумел длительное время «продержаться» на губернаторском посту – в том числе благодаря пассивности конкурентов и отсутствию консенсусного кандидата на замену. | Ослабление лоббистского потенциала на федеральном уровне может стать импульсом к очередному обострению конфликтности в политической жизни региона. | 2012 | сент.20 |
Астраханская область | Александр Жилкин | 4- (4-) | Политическое долгожительство позволило наработать значительные связи (в том числе благодаря организации вип-туризма), а также спозиционировать регион как «форпост» России на границе с мусульманским миром. | Общее накопление элитной и электоральной усталости сопровождается ухудшением бюджетной ситуации. | 2004 | сент.19 |
Белгородская область | Евгений Савченко | 4- (5) | Наработал репутацию эффективного управленца и политического долгожителя, создав схему жесткого политического управления и с выигрышем использовав положение пограничного с Украиной региона и тему импортозамещения в сельском хозяйстве. | Оценка реальной прочности политического режима (в том числе перспектив оппозиции и общей электоральной и элитной усталости) затруднена в силу того, что региональная политическая система последний раз сталкивалась со стрессовыми вызовами в 1999 году. В минус областным властям играет также сложная долговая ситуация. | 1993 | окт.17 |
Брянская область | Александр Богомаз | 4- (4) | На фоне коррупционных скандалов прошлых лет создал репутацию «малозаметного» региона, одновременно выдавив предыдущие элиты благодаря уголовному делу в отношении предшественника. | Задачи предъявления достижений и управленческих компетенций остаются на сегодняшний день нерешенными. | 2014 | сент.20 |
Владимирская область | Светлана Орлова | 4 (4) | Смогла сломить внешнее сопротивление областной и муниципальных элит, одновременно повысив общественные ожидания от действий власти. | Проблемы «принятия» управленческого стиля губернатора полностью не сняты, а публичная гиперактивность нередко вызывает раздражение и иронию как внутри региона, так и у федеральных наблюдателей. | 2013 | сент.18 |
Волгоградская область | Андрей Бочаров | 3 (3+) | Смог снизить влияние правоохранительных органов на политическую жизнь региона и сформировал пул из одномандатников в Госдуме. Предпринял серию шагов по привлечению инвестиций. | Остаются нерешенными проблемы общей социальной депрессии и внутриэлитных разногласий. Некоторые шаги губернатора оказываются уязвимы для конфликтных и скандальных интерпретаций. | 2014 | сент.19 |
Вологодская область | Олег Кувшинников | 3+ (4-) | Продемонстрировал способность балансировать между решением текущих экономических задач и взаимодействием с ключевыми донорами областного бюджета. Укрепил позиции в областном центре. | Ухудшение социально-экономической конъюнктуры не преодолено, периодически имеют место конфликты с муниципалитетами. | 2011 | сент.19 |
Воронежская область | Алексей Гордеев | 4-/4 (5-) | Входит в число наиболее влиятельных на федеральном уровне глав регионов. Широкие элитные связи позволяют не принимать во внимание локальные эксцессы и нейтрализовывать действия оппонентов. | Выборы в Госдуму происходили конфликтно, а начавшаяся после них борьба за отмену прямых выборов мэра Воронежа актуализировала внутриэлитные противоречия и ухудшила медийный фон. | 2009 | сент.19 |
Ивановская область | Павел Коньков | 3 (4-) | Поддержка со стороны М.Меня. Относительная значимость региона для федеральной власти с учетом «плесского» фактора. | Область является одним из рекордсменов по уголовным делам в отношении представителей управленческой элиты. | 2013 | сент.19 |
Иркутская область | Сергей Левченко | 4- (4) | Сохраняет символически значимый статус «модельного» политика, олицетворяющего конкурентность губернаторских выборов. Выстроил отношения с ведущими бизнес-группами, избегая обострения отношений с федеральным Центром. | Основными факторами риска являются обострение отношений с муниципалитетами и конфликты внутри команды. | 2015 | сент.20 |
Калининградская область | Антон Алиханов | 4 (4) | На фоне нескольких указов о назначении Н.Цуканова врио главы региона в 2015 году и непродолжительности губернаторства Е.Зиничева у федеральной власти имеется запрос на появление определенности с персоной руководителя области. | Не преодолены проблемы, связанные со слабой укорененностью в регионе, а также необходимостью электорального рейтинга и управленческого опыта. | 2016 | врио |
Калужская область | Анатолий Артамонов | 4 (4) | Несмотря на негативную конъюнктуру, сохраняется эффект от наработанной в прежние годы репутации эффективного управленца и автора «экономического чуда». | Спад в инвестиционно емких отраслях и отсутствие позитивной динамики в автопроме ставят под вопрос репутацию «инвестиционного инноватора» и актуализируют тему накопления электоральной усталости. | 2000 | сент.20 |
Кемеровская область | Аман Тулеев | 3 (4+) | Продемонстрировал жесткий настрой на сопротивление «антикоррупционным» атакам на областную администрацию. Поставил себя в положение, при котором писать заявление об отставке не готов, а увольнение от должности «по недоверию» остается для федеральной власти маловероятным по политическим и психологическим основаниям. | Стал объектом атак правоохранительных органов и начала попыток проектирования «посттулеевской» конфигурации сил, которые могут сделать более заметными трения между губернатором и ключевыми бизнес-группами. | 1997 | сент.20 |
Кировская область | Игорь Васильев | 4 (4-) | Недавнее значение вкупе с взаимодействием с правоохранительными органами и опытом работы на федеральном уровне создают эффект ожиданий от нового губернатора. | Слабая укорененность в регионе дополняется тревожностью местных элит, которые в силу опасений дальнейших «антикоррупционных» шагов не проявляют активности и не могут служить полноценной опорой. | 2016 | врио |
Костромская область | Сергей Ситников | 3+ (4) | Сумел выйти из конфликтных ситуаций, не совершив очевидных промахов. Внимание к региону внешних интересантов остается низким. | Пока не создал собственную историю управленческого и политического успеха. | 2012 | сент.20 |
Курганская область | Алексей Кокорин | 4 (4) | С учетом традиционно заниженных ожиданий от экономики региона демонстрирует управленческую волю и стремление к изменениям. | Возможности предъявления менеджерских успехов по-прежнему остаются ограниченными. | 2014 | сент.19 |
Курская область | Александр Михайлов | 4- (3+) | Является рекордсменом по политическому выживанию. Хотя этот рекорд считается трудно объяснимым, период основных проблем оказался позади и атаки на А.Михайлова оказались отбиты. | Необъясненность феномена политического выживания А.Михайлова в любой момент может сделать его мишенью для критики, привести к его позиционированию как «менеджера старой формации» и персоны, притягивающей электоральную усталость. | 2000 | сент.19 |
Ленинградская область | Александр Дрозденко | 5- (4) | Оказался в роли одного из самых успешных назначенцев 2012 года. Добился усиления диверсификации экономики, позволяющей использовать как транзитное положение региона (развитие портов, модернизация инфраструктуры перед Чемпионатом мира по футболу-2018), так и периодические волны самоизоляции (развитие сельского хозяйства и т.п.). | Регион остается крайне привлекательным для потенциальных интересантов, в том числе в контексте решения вопроса о власти в Санкт-Петербурге. | 2012 | сент.20 |
Липецкая область | Олег Королев | 4- (4) | Несмотря на экономическую привлекательность, регион почти отсутствует в федеральной повестке дня. Отношения с Новолипецким металлургическим комбинатом в целом стабилизированы, серьезное взаимное раздражение не накапливается. | Регион интересен для конкурентов. Оборотной стороной отсутствия региона в повестке дня может стать отсутствие у губернатора устойчивой репутации успешного менеджера, добившегося мощных результатов. | 1998 | сент.19 |
Магаданская область | Владимир Печеный | 4- (5) | Не допускает формирования негативной повестки. Сохраняет высокий уровень контроля как над экономической, так и над политической жизнью региона. | Успешность работы на посту губернатора почти не была предметом дискуссии. Как следствие, существуют возможности как позитивной, так и негативной интерпретации результатов его работы. | 2013 | сент.18 |
Московская область | Андрей Воробьев | 3+ (4-) | Общефедеральная известность в сочетании с образом современного и перспективного губернатора, ориентированного на формирование сильной команды. Это подкрепляется федеральными связями и высокой публичной активностью. | Отношения с элитами внутри региона часто напряжены – при этом недовольная часть имеет широкие возможности для трансляции своих интерпретаций в федеральные органы власти. Новым поводом к этому может стать начавшаяся муниципальная реформа. | 2012 | сент.18 |
Мурманская область | Марина Ковтун | 4 (4-) | Избежала использования избирательной кампании для ослабления своих позиций, продемонстрировав дальнейший рост претензий по влиянию на региональные элиты. | «Зачистка» Мурманска от А.Веллера не привела к формированию в городе прогубернаторской конфигурации. Конфликтный стиль взаимодействия с элитами способен создавать дополнительное напряжение. | 2012 | сент.19 |
Нижегородская область | Валерий Шанцев | 2 (3+) | Губернатор-«тяжеловес» с большими федеральными связями, сумевший обеспечить собственное политическое доминирование на территории области и придать динамику ее экономическому развитию. | Затяжной конфликт вокруг контроля над Нижним Новгородом стал серьезной пробоиной в имидже «всесильного» губернатора. Традиционно высокой остается неопределенность вокруг стратегий нынешних и бывших руководителей полпредства в отношении региона. | 2005 | сент.19 |
Новгородская область | Сергей Митин | 3- (3+) | Способен эффективно продвигать результаты своей работы при общении с федеральными чиновниками. Некоторые эксперты указывают, что лоббистскому потенциалу способствует взаимодействие с валдайским дачным комьюнити. | Приближение срока окончания полномочий актуализирует негативную повестку – в том числе нерешенный вопрос о власти в областном центре и уголовные дела в отношении окружения губернатора. | 2007 | окт.17 |
Новосибирская область | Владимир Городецкий | 3- (3-) | Результаты на выборах оказались выше ожидаемых – в том числе благодаря способности сформировать элитную коалицию под эгидой «Единой России». | Дефицит личной харизмы особенно заметен на фоне соперничества с мэром Новосибирска А.Локтем. | 2014 | сент.19 |
Омская область | Виктор Назаров | 3+/4- (4) | В ходе выборов в Госдуму добился неплохих результатов, не допустив усиления позиций КПРФ. Способен к выстраиванию взаимодействия с отдельными федеральными бизнес-группами, в том числе Сбербанком. | В регионе с высокой внутренней конкуренцией остается аполитичной фигурой, вследствие чего может не успеть отреагировать на возможное формирование негативной для губернатора повестки (как это едва не случилось на выборах в 2015 году). | 2012 | сент.20 |
Оренбургская область | Юрий Берг | 4 (4) | Выстроенность отношений с ключевыми бизнес-группами в экономически самодостаточном регионе позволяет сохранять доминирование в регионе. Попытки консолидации недовольства властью вокруг оппозиционных фигур завершились неудачей. | Присутствует скрытая внутриэлитная фронда – особенно в областном центре, где не удалось установить полноценную «химию» в отношениях с элитами и частью жителей. | 2010 | сент.19 |
Орловская область | Вадим Потомский | 2 (3) | Наступательный стиль и статус политического назначенца от КПРФ позволяют внутри региона владеть политической инициативой и развивать наступление на оппонентов. | Критики позиционируют губернатора как эксцентричную и импульсивную фигуру, предпочитающую работать в конфликтной повестке дня. Против В.Потомского может сыграть исчерпанность ресурса модели «коалиционных губернаторов». | 2014 | сент.19 |
Пензенская область | Иван Белозерцев | 4 (4) | Сумел подтвердить представление об устойчивом положении региона. Кончина экс-губернатора В.Бочкарева позволила не допустить формирования параллельного центра политического влияния. | Относительная малозаметность региона для федеральной власти порождает дефицит лоббистских ресурсов. | 2015 | сент.20 |
Псковская область | Андрей Турчак | 2+ (2+) | Неоднократно демонстрировал способность выходить из-под удара и корректировать направление негативных для себя «подводных течений». Положение одного из «аллергенов» в глазах либеральной оппозиции долгое время способствовало сохранению в должности в условиях антилиберального тренда. | Мотивация к продолжению карьеры в регионе относительно низка. При этом Псковская область может оказаться удобной площадкой для демонстрации перезагрузки отношений власти и оппозиции через замену наиболее спорных с точки зрения публичного имиджа персон. | 2009 | сент.19 |
Ростовская область | Василий Голубев | 4 (4) | Удачно позиционирует область как приграничный регион (что стабилизирует отношения с силовыми структурами), а также использует тему импортозамещения в сельском хозяйстве. Выстроил сбалансированные отношения с федеральными элитами. | Реальный уровень напряженности внутри элит до конца не прояснен. Регион привлекателен для внешних игроков. | 2010 | сент.20 |
Рязанская область | Олег Ковалев | 3 (4) | Успешно преодолевал прошлые кризисные ситуации, связанные с угрозой замены. Одной из причин этого была низкая привлекательность региона для внешних игроков. | Приближение срока окончания полномочий возвращает на повестку дня проблемы дефицита достижений на фоне состояния здоровья. | 2008 | окт.17 |
Самарская область | Николай Меркушкин | 2+ (4-) | Управленческий опыт в сочетании с федеральными связями создает некоторый запас прочности – особенно с учетом сложности поиска и согласования кандидата на замену. | Публичная сверхактивность вызывает раздражение элит разных уровней и избыточную общероссийскую узнаваемость. Существуют проблемы вокруг легитимности голосования по выборам в Госдуму. | 2012 | сент.19 |
Саратовская область | Валерий Радаев | 2+/ (3+) | Исторически находится в тени федеральных политиков. Позволяет не допустить формирования негативной повестки вокруг региона. | Дефицит политической субъектности делает уязвимой фигурой для оппонентов и снижает ценность для сторонников. | апр.12 | апр.17 |
Сахалинская область | Олег Кожемяко | 4+ (5) | Обладает значительным кредитом доверия на федеральном уровне благодаря опыту работы в предыдущих регионах. Смог создать ожидания среди населения. Способен реализовывать федеральные инициативы, связанные с перераспределением финансов между дальневосточными регионами. | В силу предшествующего опыта возможна недооценка рисков, связанных с элитным недовольством. Внутри региона существуют вопросы к качеству управленческой команды. | 2015 | сент.20 |
Свердловская область | Евгений Куйвашев | 2+ (3) | Занялся выстраиванием конфигурации с местными элитами, временно снизив остроту раскола. Активность способных к оппонированию бизнес-групп постепенно снижается. | Близкий срок окончания полномочий ставит вопрос об избираемости на конкурентных выборах с учетом дефицита харизмы и низкой популярности. Решение возглавить областное правительство может притягивать электоральные риски. | 2012 | Май 17 |
Смоленская область | Алексей Островский | 3 (4) | Политический статус назначенца ЛДПР с учетом попыток В.Жириновского позиционироваться в качестве главного сторонника действующей власти среди оппозиционных парламентских партий. Привлекательность региона для внешних игроков невелика. | Дефицит позитивной динамики не позволил создать полноценную историю успеха, сделав уязвимой для критики фигурой и заложником жизнеспособности конфигурации с оппозиционными губернаторами. | 2012 | сент.20 |
Тамбовская область | Александр Никитин | 4 (5) | Сохраняется федеральный кредит доверия. Демонстрирует активность по привлечению инвестиций. | Пока не создал вокруг себя мощной волны ожиданий. Против губернатора может быть использована недавняя попытка выдвижения кандидатуры на выборах в РАН. | 2015 | сент.20 |
Тверская область | Игорь Руденя | 4+ (2) | Недавнее избрание на фоне существенной федеральной поддержки. | Слабая укорененность в регионе. Условная легитимность в связи с победой на неконкурентных выборах. Слабое имиджевое позиционирование. | 2016 | сент.21 |
Томская область | Сергей Жвачкин | 3- (4) | Смог снизить градус социально-политической активности в регионе. Может опереться на поддержку «Газпрома». | Не сумел добиться проведения досрочных выборов, что с учетом близкого срока окончания полномочий будет прочитываться как слабость. | 2012 | Март 17 |
Тульская область | Алексей Дюмин | 5- (2) | Одержал победу на прямых выборах при демонстративной федеральной поддержке. | Пока только нарабатывает навыки оперативного управления на уровне региона, не имея возможности полноценно опереться на местные элиты. | 2016 | сент.21 |
Тюменская область | Владимир Якушев | 4+ (5) | Укрепил позиции в отношениях с автономными округами, в том числе опираясь на налаженные связи с нефтегазовыми компаниями и федеральный лоббистский ресурс. | Регион остается привлекательным для внешних игроков, а попытки проводить линию на укрупнение регионов могут нести в себе дополнительные риски. | 2005 | сент.19 |
Ульяновская область | Сергей Морозов | 4 (4) | Вопреки активности оппонентов сумел добиться продления полномочий и победил на губернаторских выборах. Позиции на федеральном уровне удалось стабилизировать. | Сохраняются риски, связанные с частой ротацией команды и внутриэлитной напряженностью. | 2004 | сент.21 |
Челябинская область | Борис Дубровский | 3 (4-) | Отсутствие очевидных кандидатов на замену. | Дефицит управленческих и политических компетенций на фоне повышенной активности правоохранительных органов и наличия большого количества скрытых оппонентов в элитах. | 2014 | сент.19 |
Ярославская область | Дмитрий Миронов | 4 (3-) | Недавнее назначение, продвижение репутации чиновника с федеральным бэкграундом. Предпринял оперативные шаги по комплектованию собственной команды. | Невыстроенность отношений с местными элитами на фоне необходимости наработки управленческих навыков. Устойчивость традиций конкуренции в местной политике. | 2016 | врио |
Москва | Сергей Собянин | 5- (4-) | Доверие президента. Отсутствие серьезных ограничений со стороны Мосгордумы, местных элит, политических партий. Способность построить сбалансированные отношения с федеральными элитными группами. Отсутствие жесткого давления со стороны силовых структур. | Низкая эффективность управления медийными кампаниями (при решении технических ситуация приходится тратить личный политический капитал). Отсутствие системы управления политическими рисками усугубляется дефицитом личной харизмы. | 2010 | сент.18 |
Санкт-Петербург | Георгий Полтавченко | 3- (4) | Сумел не допустить нарастания в городе протестных настроений. Сложность согласования кандидата на замену обеспечивает карьерное долголетие. | Личная мотивация оставаться на посту относительно невелика на фоне разговоров о возможности перехода на федеральный уровень. Негативный информационный фон создается скандалами вокруг подготовки к Чемпионату мира по футболу, привлекающими внимание правоохранительных органов. | 2011 | сент.19 |
Еврейская автономная область | Александр Левинталь | 4 (5) | Относительно недавнее назначение создало дополнительные ожидания внутри и за пределами региона – особенно в случае успеха политики привлечения инвестиций и создания территории опережающего развития. | Приходится действовать в условиях ухудшения бюджетной ситуации, преодолевать проблемы кадрового дефицита и инерцию восприятия как «неместного». | 2015 | сент.20 |
Ненецкий автономный округ | Игорь Кошин | 4- (4-) | Инициативность. Активность. Наличие союзников на федеральном уровне. Обсуждение гипотетических сценариев объединения с Архангельской областью при доминировании НАО. | Отмена прямых выборов создала угрозу снижения политической субъектности, значимой с учетом традиций высокой динамики внутриэлитной жизни. Задачи создания успешного управленческого кейса пока не решены. | 2014 | сент.19 |
Ханты-Мансийский автономный округ | Наталья Комарова | 3 (4+) | Сумела выстроить отношения с частью нефтяных компаний. Отмена прямых выборов снизила политический вес губернатора, однако помогла избежать электоральных рисков. | Присутствует высокая конфликтность на окружном, муниципальном и областном уровне, которая может сделать губернатора мишенью для атак с учетом высокой привлекательности региона для любых претендентов. | 2010 | сент.20 |
Чукотский автономный округ | Роман Копин | 4 (5) | Округ не создает проблем для федеральной повестки. | Отсутствует устойчивая управленческая репутация как позитивного, так и негативного содержания. | 2008 | сент.18 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Дмитрий Кобылкин | 4+ (5) | Возглавляет один из «витринных» регионов в части социально-экономической политики. При этом успешно выстраивает отношения с «Газпромом» и «Новатэком». | Отмена прямых выборов делает неравновесными отношения с Тюменской областью. Периодически номинируется в числе кандидатов на федеральные посты. | 2010 | сент.20 |
Крым | Сергей Аксенов | 4 | Выступил одним из лидеров в процессе присодинения Крыма к России. Успешно использует приоритетность темы Крыма для федеральных властей | Вступает в периодические конфликты с федеральными ведомствами. Существует риск выдвижения депутатов Госдумы от Крыма в качестве альтернатив действующему главе. | 2014 | сент. 19 |
Севастополь | Дмитрий Овсянников | 5- | Удачно использует имиджевый эффект после замены непопулярного губернатора. Заключил ситуативный союз с А.Чалым. Добился возвращения прямых выборов. Может опереться на федеральные бизнес-группы. | Не имеет достаточного опыта в публичной политике. Стоит перед задачей наращивания электорального рейтинга. Возможна недооценка остроты элитных противоречий и протестного потенциала в городе. | 2016 | Врио |