Объекты проверки: МЧС России, ФГБУ «Агентство «Эмерком», ФАУ «ИЦ ОКСИОН», ФКУ «УКС МЧС России».

С докладом результатам проверки законности, обоснованности и результативности расходования бюджетных средств на закупки товаров, работ, услуг, в том числе в рамках государственного оборонного заказа выступили заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова и аудитор Максим Рохмистров.

В проверяемом периоде объем выделенных бюджетных ассигнований МЧС России на закупку товаров, работ, услуг ежегодно превышал 30 млрд руб. Общий объем просроченной дебиторской задолженности МЧС России по состоянию на 1 июля 2016 г. увеличился в 2,9 раза по сравнению с цифрой годом ранее и составил 1,6 млрд руб. При этом просроченная дебиторская задолженность по выданным авансам увеличилась более, чем в 21 раз – с 49,9 млн руб. до 1,06 млрд руб.

В ходе проверки в МЧС России были выявлены многочисленные, систематические нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, а также установления размера обеспечения исполнения контракта, вследствие чего размер аванса, не обеспеченный банковскими гарантиями или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

В 2014-2016 гг. в состав контрактной службы МЧС России были включены сотрудники, не имеющие соответствующего образования в сфере закупок или размещения заказа для государственных нужд. Планы-графики закупок формировались с нарушениями правил, нарушались сроки подписания дополнительных соглашений и заключения государственных контрактов по государственному оборонному заказу.

«Также подведомственными учреждениями МЧС были допущены многочисленные нарушения в сфере закупок. Так, например, в 2015 г. федеральное казенное учреждение «Центр обеспечения деятельности» (ФКУ ЦОД) закупило 4 пожарно-спасательных мотоцикла МПС VFR1200X на базе модели Honda VFR1200X стоимостью 2,6 млн руб. каждый. Между тем расчетная стоимость такого мотоцикла (включая дополнительное оборудование) ниже закупочной на 923 тыс. руб.», — отметила Вера Чистова.

В 2015 — 2016 гг. МЧС закупило 110 пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническими характеристиками (стоимость одной единицы в 2015 году – 15 млн руб., в 2016 году – 16,6 млн руб.). Между тем цена пожарной автоцистерны среднего типа на базе КАМАЗ без добавления улучшенных характеристик составляет всего 6,6 млн руб.

Проверка также показала, что в 2014 году ФКУ ЦОД заключило государственный контракт с ООО «Златоустовская оружейная компания» на поставку 15 комплектов драгунских сабель и 15 комплектов офицерских сабель в наградном исполнении на общую сумму 8,8 млн руб. Данным оружием МЧС России награждало граждан РФ. В нарушение утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 718 перечня видов оружия, которым могут награждаться граждане РФ, закупались «сабли драгунские» и «шашки казачьи», которые в него не входят. Также на складах МЧС России скопилось значительное количество (360 единиц) закупленного в 2014-2015 гг. наградного оружия. При этом МЧС России продолжило его закупку в 2016 году.

Проверка показала, что приобретенные МЧС России автомобили BMW 750Li XDrive (стоимость 6,9 млн руб.), Audi A8L (стоимость 7,6 млн руб.), Chevrolet Tahoe (стоимость 4,2 млн руб.) не эксплуатируются, что свидетельствует о неэффективном использовании государственного имущества.

Кроме того, при проверке было выявлено, что при заключении МЧС России с ФГБУ «Агентство «Эмерком» государственного контракта на поставку товара для государственных нужд не были учтены положения ФЗ «Об обращении лекарственных средств», устанавливающие требования к организациям, осуществляющим оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также наличие у них лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Отмечен ряд нарушений ФГБУ «Агентство «Эмерком» в части оказания услуг по осуществлению международной деятельности и гуманитарной помощи.

С докладом по результатам проверки эффективности и законности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013 – 2015 годах на строительство (приобретение) служебного и постоянного жилья для военнослужащих и сотрудников МЧС России, имеющих специальные звания выступила Заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова.

Проверкой выявлено, что МЧС России не использует свои полномочия для заключения государственных контрактов на выполнение подрядных строительных и проектно-изыскательских работ, а указанные функции в полном объеме были переданы подведомственным федеральным казенным учреждениям, а в центральном аппарате МЧС России в 2016 г. задачи и функции в части реализации расходов и формирования ФАИП переданы Финансово-экономическому департаменту, который как установлено проверкой указанными вопросами фактически не занимается.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в 2013 – 2015 годах в форме организационно-распорядительных документов главного распорядителя (МЧС России) отсутствовали для 91 объекта жилищного строительства.

Из запланированных МЧС России к завершению строительства в 2013 – 2015 гг. 45 объектов жилищного назначения на сумму 6,5 млрд рублей, были завершены строительством только 33 объекта жилищного назначения на сумму 4,4 млрд рублей. Также в 2013 – 2015 годах МЧС России участвовало в долевом строительстве 20 объектов жилищного назначения на сумму 284,7 млн рублей, из которых были завершены строительством 18 объектов жилищного назначения на сумму 137,6 млн рублей (48,3%). ФКУ «УКС МЧС России», из числа запланированных к завершению в 2013 – 2015 годах строительства и вводу в эксплуатацию 16 объектов жилищного строительства на сумму 2,2 млрд рублей и 2 объектов долевого участия в строительстве на 147,1 млн рублей, ввело в эксплуатацию только 5 объектов жилищного строительства на сумму 305,3 млн рублей (13%), а по остальным 13 объектам проводилась судебно-претензионная работа с подрядными организациями (исполнителями работ) с целью расторжения государственных контрактов.

В отсутствие должного контроля МЧС России за деятельностью подведомственных федеральных казенных учреждений, строительство жилищных объектов осуществлялось без полного пакета исходно-разрешительной документации. Так, положительными заключениями государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий были обеспечены в 2013-2015 годах 86,2% строящихся объектов, положительными заключениями о достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства – 81% и разрешениями на строительство — 84,5%.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. в бухгалтерском учете МЧС числилось 63 объекта незавершенного жилищного строительства на сумму 5,7 млрд руб. Большая часть из них на сумму 3,4 млрд рублей (59,7%) приходилась на долю ФКУ «УКС МЧС России».

Дебиторская задолженность по объектам жилищного строительства в МЧС на конец 2015 г. составила 1,1 млрд руб., в том числе просроченная дебиторская задолженность числящаяся в отчете, составила 15,4 млн руб. Большая часть дебиторской задолженности в 2013 – 2015 гг. приходилась на долю ФКУ «УКС МЧС России» (98,6%). Вместе с тем по состоянию на 1 января 2016 года ФКУ «УКС МЧС России» не была отражена в бухгалтерском учете просроченная дебиторская задолженность в сумме 914,8 млн рублей. При этом, в нарушение требований ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризация активов и обязательств (в том числе объектов незавершенного строительства) в 2013 ‑ 2015 годах ФКУ «УКС МЧС России» не проводилась.

При определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, заключенного в 2011 году между ФКУ «УКС МЧС России» и ООО «ВИП – СтройИнжиниринг», стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения завышена на 43% относительно стоимости, установленной постановлением Правительства Российской Федерации 2011 г. № 460, а по итогам исполнения указанного государственного контракта его стоимость была завышена на 376,8 млн рублей, в результате чего на указанную сумму причинен ущерб экономическим интересам Российской Федерации.

Государственный контракт, заключенный в 2011 г. между ФКУ «УКС МЧС России» и ОАО «Бамстройпуть», на выполнение работ по проектированию и строительству жилого дома в г. Москве, со сроком исполнения – III квартал 2012 года, до сего времени не исполнен и не расторгнут, строительство объекта приостановлено. В соответствии с законодательством Российской Федерации ФКУ «УКС МЧС России» не воспользовалось своим правом требования уплаты неустойки и в судебную инстанцию по вопросу ее возмещения ОАО «Бамстройпуть» в сумме 887,7 млн рублей не обращалось.

Выявленные финансовые нарушения по проверке составили более 3,5 млрд руб.

По результатам контрольных мероприятий принято решение направить представления в МЧС России, ФКУ «УКС МЧС России», ФГБУ «Агентство «Эмерком», информационное письмо — в ФАУ «ИЦ ОКСИОН», обращение — в Генеральную прокуратуру РФ, а также отчеты и информацию об основных итогах — в палаты Федерального Собрания РФ.

По результатам проверки законности, обоснованности и результативности расходования бюджетных средств на закупки товаров, работ, услуг, в том числе в рамках государственного оборонного заказа» принято решение направить письма Президенту РФ, в Федеральную службу безопасности РФ, ФАС России и Росздравнадзор.