Проверяемый период: 2013-2015 гг.

С докладом выступил аудитор Владимир Катренко.

Параметры Программы

Как показала проверка, в первоначальной редакции Программа предусматривала реализацию 32 мероприятий по двум направлениям: «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений»**. Паспортом Программы устанавливалось 6 целевых индикаторов и показателей. Общий объем финансирования Программы составлял 106,7 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 53,6 млрд рублей.

К началу проверяемого периода (2013 г.) в Программу были внесены изменения, в результате которых в ее структуру помимо двух вышеуказанных направлений вошла подпрограмма «Развитие футбола». Количество мероприятий увеличилось до 35, количество целевых показателей и индикаторов — до 12. Количество планируемых к возведению объектов по двум направлениям не изменилось, при этом в рамках подпрограммы «Развитие футбола» количество возводимых объектов (футбольных полей) сократилось с 520 единиц до 350. Объем финансирования Программы составил 158,7 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 97,1 млрд рублей.

В проверяемый период (2013-2015 гг.) постановлениями Правительства Российской Федерации в Программу были внесены еще 8 изменений. Из Программы исключена информация о планируемых к возведению спортивных объектах по направлению «Массовый спорт». Общий объем финансирования увеличился до 159 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 97,4 млрд рублей. При этом число мероприятий, а также количество и содержание целевых индикаторов и показателей эффективности реализации ФЦП по сравнению с началом 2013 года не изменилось

Следует также отметить, что изменения в перечень объектов, содержащийся в Программе, не вносились с 2011 г. В результате Программа включает в себя только те объекты, строительство которых должно было завершиться в 2011 году.

«Указанная ситуация свидетельствует об отсутствии какой-либо корректной взаимоувязки между показателями эффективности реализации ФЦП, параметрами ее финансирования и результатами ее реализации», — заявил выступавший на Коллегии аудитор Владимир Коллегии.

Проверка также показала, что показатели Программы не соответствуют Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Так, пять целевых показателей Программы отличаются от показателей Стратегии, как по наименованиям, так и единицами измерения.

 

Ресурсное обеспечение Программы

В целом за период 2006-2015 гг. на реализацию мероприятий Программы за счет всех источников финансирования направлено 143,5 млрд рублей (90,3% средств, предусмотренных Программой), в том числе: из федерального бюджета – 97,3 млрд рублей (99,9%), из бюджетов субъектов Российской Федерации – 43,7 млрд рублей (79%), из внебюджетных источников – 2,6 млрд рублей (40,6%).

Основная доля расходов в сумме 137,9 млрд рублей направлена на финансирование объектов капитального строительства регионов и создание федеральных центров подготовки сборных команд Российской Федерации.

Реализация Программы

Фактически по итогам реализации Программы по направлению «Массовый спорт» построено 710 спортивных объектов, по направлению «Спорт высших достижений» осуществлено строительство и реконструкция – 68 объектов, по подпрограмме «Развитие футбола» осуществлено финансирование 7 запланированных крытых футбольных манежей, строительство и оснащение учебно-тренировочного центра национальных юношеских и молодежных сборных команд России по футболу (г. Бронницы Московской области), а также приобретение 322 комплектов искусственных футбольных покрытий.

В ходе проверки достижения целевых показателей Программы было установлено, что по итогам 2015 г. из 17 показателей ФЦП не достигнуты 4:

— «доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом (6% при планируемых 10%);

— «доля выявленных случаев нарушения антидопинговых правил спортсменами, включенными в список спортсменов, подлежащих тестированию, как в соревновательный, так и во внесоревновательный период, от общего числа прошедших процедуру допингового контроля» (1,3% при плане не более 1%);

— «количество введенных в эксплуатацию футбольных объектов (крытые футбольные манежи – единиц)» (0 манежей при плане – 2);

— «количество введенных в эксплуатацию футбольных объектов – футбольные поля – (единиц)» (27 полей при планируемых 60).

При этом в отношении показателя «доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» на Коллегии было отмечено, что его значения по категории инвалиды не достигаются Минспортом ежегодно. Так, при установленном (плановом) процентном значении в 2013 г. – 6%, в 2014 г. – 8%, в 2015 г. – 10%, фактически достигнутые значения составили 4,4%, 5% и 6%, соответственно. При этом ежегодное превышение плановых значений этого показателя по другим категориям гражданам (учащиеся, женщины) позволяли считать его выполненным в полном объеме. Ежегодное недостижение значений показателя «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» по категории «инвалиды» формирует риски невыполнения показателя к 2020 году (20,0%).

Проверка также показала, что динамика числа систематически занимающихся физической культурой и спортом граждан существенно различается в зависимости от региона. В 2015 г. значение этого показателя в 26 субъектах Российской Федерации сложилось ниже запланированного ФЦП (30%), в 2014 г. – в 50 регионах (ниже 29%), в 2013 г. – в 37 (ниже 27%).

«Низкий ежегодный прирост доли занимающихся физкультурой и спортом в ряде субъектов при значительных финансовых затратах федерального бюджета свидетельствует о неэффективности принимаемых исполнительной властью регионов решений при выборе спортивных объектов для включения в Программу», — отметил Владимир Катренко.

Значение показателя «Доля лиц, занимающихся футболом в профильных спортивных школах, в общем количестве учащихся, систематически занимающихся физкультурой и спортом», характеризующего развитие детско-юношеского спорта, достигалось в течение всех лет реализации Подпрограммы (2008-2015 годы).

Вместе с тем, в период 2013-2015 гг. ряд регионов не достигли планового и среднероссийского значения этого показателя: 48 регионов по итогам 2013 года (не менее 13%), 58 регионов по итогам 2014 года (не менее 13,5%), 57 регионов по итогам 2015 года (не менее 14%).

Программа предусматривает рост уровня обеспеченности населения Российской Федерации бассейнами, залами и плоскостными сооружениями на 2% ежегодно, то есть на 20% за 10 лет. За все время реализации Программы прирост обеспеченности населения спортивными залами составил 9,7%, плоскостными сооружениями – 7,8%, бассейнами – 4,2%. Уровень обеспеченности спортивными залами в 2015 г. составил 60,5% (значение 2006 г. – 50,8%); уровень обеспеченности плоскостными спортсооружениями – 30,2% (22,4%); уровень обеспеченности бассейнами – 10,2% (6%).

В целом по Российской Федерации в 2015 г. уровень обеспеченности регионов спортивными сооружениями составил 30,1% от нормативной потребности, в 2014 г. – 29%.

Нарушения, допущенные Минспортом России при реализации Программы

Проверка показала, что Минспортом допускались нарушения Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации в составе Программы.

Так, в нарушение Правил, предусматривающих адресное распределение средств только по объектам, включенным в ФЦП, Минспорт ежегодно осуществлял распределение средств по объектам, не включенным в Программу.

Также при распределении субсидий по регионам Минспортом не соблюдался уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации (он не может быть установлен выше 95% и ниже 5% расходного обязательства). Так, при заключении соглашений с Правительством Республики Бурятия и Правительством Ярославской области предусмотренный уровень софинансирования был превышен на общую сумму 1,55 млн рублей.

Нарушались Минспортом и критерии отбора регионов для предоставления субсидии. В частности, были отобраны 6 регионов (Костромская, Сахалинская и Псковская области, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики, Ставропольский край), не предоставивших документацию, подтверждающую начало строительства объектов за счет средств региональных бюджетов. Указанным субъектам в 2013-2015 гг. были предоставлены субсидии на строительство 15 спортивных объектов на общую сумму 634,7 млн рублей.

Проверка также показала, что соглашения о предоставлении субсидии заключались по форме, не утвержденной приказом Минспорта. Форма соглашения утверждена была только в 2014 году.

Кроме того, проверкой установлены нарушения сроков заключения соглашений о предоставлении субсидий. Так, в 2014 г. сроки заключения 14 из 59 соглашений были нарушены от 7 до 165 дней. В 2015 г. 24 соглашения из 107 заключены с нарушением установленного срока от 2 до 171 дня.

 

Нарушения условий соглашений о предоставлении субсидий

Проверка показала, что в результате отсутствия должного контроля со стороны Минспорта субъектами допускались нарушения условий соглашений о предоставлении субсидий, в том числе в части соблюдения региональных обязательств по финансированию строительства объектов.

Так, в 2013 г. обязательства по финансированию не выполнили 37 из 57 регионов, получивших субсидии на строительство объектов (64,9%), в 2014 г. — 38 из 53 (71,7%), в 2015 г. -41 из 60 (68,3%). В целом регионами не обеспечено финансирование строительства спортивных объектов в общей сумме 3,6 млрд рублей.

При этом в полном объеме в проверяемый период не обеспечили предусмотренное соглашениями финансирование строительства спортивных объектов 11 регионов (Еврейская АО, Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Красноярский край, Московская область, Псковская область, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Сахалинская область и Ярославская область) на общую сумму 462,7 млн рублей.

Согласно результатам проверки, по состоянию на 1 сентября 2016 г. регионами не обеспечен ввод в эксплуатацию 14 спортивных объектов***. При этом субсидии из федерального бюджета в сумме 1,8 млрд рублей, полученные в рамках заключенных соглашений, освоены в полном объеме.

Проверка также показала, что в отдельных случаях субсидии, перечисленные на основании соглашений в текущем году, не использовались на цели, предусмотренные соглашениями, и длительный период находились на счетах УФК регионов. Также по решению Минспорта остатки субсидии ежегодного возвращались в соответствующий бюджет региона с возможностью их дальнейшего использования. Так, в 2013-2015 гг. Смоленской областью и Забайкальским краем не были использованы перечисленные им средства федерального бюджета в сумме 189,5 млн. рублей. По состоянию на 1 сентября 2016 г. спортивные объекты, на софинансирование строительства которых была предоставлена субсидия из федерального бюджета, в эксплуатацию не введены.

Нарушения законодательства о контрактной системе, допущенные подведомственными организациями Минспорта

 

ФГБУ «Юг Спорт»

В ходе проверке ФГБУ «Юг Спорт» было установлено, что в ряде случаев протоколы заседаний Единой комиссии по закупкам подписывали лица, отсутствующие на момент проведения конкурсов. По указанным нарушениям будет направлено письмо в Генеральную прокуратуру.

 

 

ФГУП «Дирекция Программы»

В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ и Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, ФГУП «Дирекция Программы» не направило в установленном порядке в Федеральное казначейство документы об исполнении 4-х государственных контрактов.

План-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014 г. был утвержден и размещен Дирекцией на официальном сайте в единой информационной системе с нарушением установленного срока более чем на 7 месяцев.

В единой информационной системе в сфере закупок Дирекцией не были размещены отчеты об исполнении 2-х государственных контрактов на сумму 52,4 млн рублей.

Коллегия приняла решение направить представление в Минспорт России, обращение – в Генпрокуратуру и уведомление о применении бюджетных мер принуждения — в Минфин России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.

 

Справочно:

*Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7.

** По направлению «Массовый спорт» предусматривалось строительство 1 467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок, а также строительство 1 000 спортивных центров на основе долевого финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. По направлению «Спорт высших достижений» предусматривалось строительство и реконструкция 41 спортивного комплекса. Общий объем финансирования Программы составлял 106,7 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 53,6 млрд. рублей.

*** 2 крытых футбольных манеже (г. Пермь, г. Саранск);

4 футбольных поля (Смоленская область, Республика Дагестан, Мурманская область, Саратовская область);

8 спортивных объектов по направлению «Массовый спорт» (Амурская область, Забайкальский край, Ивановская область (2 объекта), Ленинградская область, Магаданская область (2 объекта), Смоленская область).