Г.Греф: Дмитрий Анатольевич, за восемь месяцев текущего года у нас всё идёт даже несколько выше, чем мы ожидали в начале года. Мы заработали рекордную прибыль вообще за все годы существования банка, что кажется, с одной стороны, удивительным в очень непростой год, но, с другой стороны, это некий результат предыдущих лет инвестирования и сокращения издержек.

И даже в такой непростой период времени мы за первые восемь месяцев заработали 322 млрд рублей чистой прибыли. И в принципе до конца года у нас пока ожидания очень позитивные, хотя я всегда боюсь предсказывать– в текущей макроэкономической ситуации может случиться всё что угодно, поэтому банкиры всегда очень суеверны.

Но пока у нас всё нормально. Если говорить в целом о нашей работе, то мы выдали с начала текущего года 5,4 трлн рублей корпоративным заёмщикам, это достаточно значительная цифра. Но корпоративные заёмщики у нас в этом году упали в портфеле примерно на 4 процентных пункта.

Д.Медведев: А кто растёт?

Г.Греф: Растут физические лица. В этом году хорошая динамика по потребительским кредитам. Со второго полугодия значительно ожила динамика по ипотечному кредитованию, это очень позитивный фактор.

Д.Медведев: Да, это так.

Г.Греф: И мы видим, конечно, ещё большое падение по автокредитованию. У нас автокредитованием занимается 80-процентная «дочка», и там, к сожалению, примерно 17% год к году идёт падение. И падение по малому бизнесу большое. Но практически по всем остальным сегментам мы будем наблюдать до конца года прирост.

По малому бизнесу, я надеюсь, мы примерно в августе переломили тренд, с сентября начнётся небольшой прирост. До конца года мы собираемся выдать плюс 50 млрд. Это немного в наших масштабах, но самое главное, что тренд позитивный, потому что мы сделали несколько новых продуктов, заканчиваем их тестирование в сентябре. И значительное упрощение всевозможной бумажной работы в связи с внедрением новых технологий, думаю, будет очень позитивным сюрпризом для малого бизнеса.

Кроме того, для малого бизнеса мы проделали громадную работу с налоговой службой. Я знаю, что Вы лично поддерживали отмену кассовых аппаратов и вообще всей огромной бюрократии, которая была раньше. С 1 сентября эксперимент, который мы два года проводили в трёх регионах, распространяется на всю Россию. Думаю, это будет огромное облегчение для малого бизнеса в части взаимоотношений с государственными органами– необходимость в проверках малого бизнеса резко падает, просто здесь  становятся прозрачнее  очень серьёзные деньги. Поэтому я думаю, что в этой части до конца года тоже будет некая позитивная динамика.

И ещё один, наверное, очень важный фактор. Сейчас очень серьёзная динамика вообще в мире и у нас в стране в части интернет-технологий. И с начала года за восемь месяцев количество активных пользователей нашего банка« Сбербанк Онлайн» выросло с 12 до 20%. Это очень быстрый рост, уже около 30 млн активных пользователей, это, конечно, становится очень существенным фактором. И очень удобно, люди просто перестают ходить в банк, почти все операции можно совершать через систему удалённого доступа.

Я думаю, что этот год в каком-то смысле окажется переломным. В следующем году, я думаю, можно будет впервые отметить снижение активности в наших физических офисах. Потому что в прошлом году, несмотря на очень большую миграцию наших клиентов в удалённые каналы, всё-таки на 15% мы выросли в физическом посещении клиентами наших офисов, и в этом году прирост 5%. По ощущениям, в следующем году, скорее всего, будет перелом.

Д.Медведев: Но это мировые тренды.  Вы упомянули, по сути, факторы, которые имеют отношение не только к банковской сфере, хотя в ней, как в капле воды, отражается общая ситуация в экономике.

Вот Вы упомянули малый бизнес. Естественно, трудности, которые были, сказались и на объёмах кредитования, на отношениях с банками. Но хорошо, что и новые продукты, и новые подходы (мы, кстати, и корпорацию сейчас активно тоже продвигаем в этом направлении– по поддержке малого и среднего бизнеса) всё-таки приносят и, надеюсь, принесут по окончании года свои плоды.

Это же касается и автокредитования, и ситуации в автомобильной отрасли, потому как она, к сожалению, тоже находится под воздействием негативной динамики. Вы знаете, мы её поддерживали доступными для государства методами, включая различные формы льгот, субсидий, но это, конечно, до конца всё равно ситуацию не изменило, и определённое падение там наблюдается.

Но мы поддержу автопрома продолжим, для того чтобы достижения в этой сфере (а тут их отрицать никто не может– у нас теперь есть реальная современная отрасль автопрома) не были утрачены в довольно сложной экономической ситуации.  Надеюсь, что и Сбербанк тоже будет вносить свою лепту.