Аркадий Владимирович, вы возглавляете правительственную комиссию, которая была сформирована после аварии на шахте. Что сделано, расскажите, что ещё предстоит?

А.Дворкович: 26 августа было проведено заседание правительственной комиссии в Воркуте, и это совпало с шестью месяцами со дня первой аварии на шахте «Северная». Мы констатировали, что все решения, принятые Правительством России относительно социальной помощи семьям погибших и пострадавших, выполнены, все выплаты осуществлены, завершаются уже только выплаты по линии страховой организации пострадавшим шахтёрам по мере сбора документов.

Организована медицинская помощь, детский летний отдых, трудоустройство шахтёров. Более 90% шахтёров уже либо трудоустроены на других шахтах той же компании, либо занимаются ликвидацией последствий аварии на шахте «Северная». Был открыт мемориал погибшим шахтёрам и горноспасателям рядом с шахтоуправлением шахты «Северная» – то, о чём просили родственники погибших.

Мероприятия по выяснению причин аварии и ликвидации её последствий продолжаются. В настоящее время подача воды в шахту завершена, необходимый уровень достигнут, ведётся мониторинг содержания газов в рудничной атмосфере, и пока очевидно, что процесс тления или горения продолжается и откачку воды начать невозможно. Решение будет приниматься скорее всего до конца года на основе мнений технических специалистов, в первую очередь с учётом требований безопасности.

Техническая комиссия, которая расследовала причины аварии, завершила работу, предварительные выводы сделаны. Они свидетельствуют о том, что причиной аварии, трагедии стало сочетание и природных, и человеческих факторов. Любая вероятная версия аварии связана с тем или иным нарушением регламентов проведения горных работ, то есть только природные факторы не могли бы привести к этой аварии. По линии Ростехнадзора меры ответственности уже реализуются, они касаются дисквалификации и штрафов. Материалы переданы в следственные органы, которые ведут анализ этого расследования и будут уже принимать решения в рамках уголовных дел по данному вопросу.

Что важно, на основе этого расследования сделаны рекомендации, которые касаются мер безопасности, исполнения регламентов и улучшения требований их исполнения на всех других шахтах России – и в Воркуте, и в других угледобывающих регионах. И эти меры уже начинают реализовываться. Это касается и оснащения оборудованием, и предотвращения вмешательства в работу приборов – датчиков, которые фиксируют уровень вредных веществ, а также метана в шахтах. Это касается и регламентов работы контрольных служб и многих других моментов.

При этом Минэнерго создало специальную комиссию по анализу безопасности на всех шахтах России. Эта комиссия уже действует и уже выработала рекомендации по значительному числу шахт, какие конкретно меры безопасности нужно реализовать, с тем чтобы минимизировать риски подобных аварий. По итогам этой работы будут сделаны и системные предложения, методические рекомендации и требования регламентного характера, касающиеся обеспечения безопасности на шахтах, а также предложения по возможному закрытию отдельных шахт с наименьшим уровнем безопасности, с наибольшим уровнем рисков.

В конечном счёте это потребует реабилитации соответствующих регионов, принятия стратегии развития моногородов и целых регионов, в которых проживает значительное число граждан.

Минтруд принял приказ, которым предусматривается расширение перечня предупредительных мер, которые могут подлежать финансовому обеспечению за счёт сумм страховых взносов. Это и приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности и обучения по вопросам безопасного ведения работ. Это касается и расширения перечня категорий работников, чьё обучение по охране труда может быть профинансировано за счёт сумм страховых взносов.

Одна из территорий уже включена в перечень территорий опережающего развития, это территория «Юрга» в Кемеровской области, где будут реализовываться соответствующие меры. И, думаю, в какой-то момент то же самое нужно будет делать и в Воркуте, с которой я начал, поскольку запасы угля рассчитаны примерно на 15, максимум 20 лет, и в этом городе необходимо создавать другую основу для экономического развития. В частности, это касается газификации региона, мы на эту тему тоже поговорили, «Газпром» подписал с регионом соответствующую программу газификации и других мер по развитию этого региона.

Д.Медведев: Эту работу нужно обязательно продолжить, я имею в виду по определению того, что нужно сделать для поддержки регионов и населённых пунктов, имея в виду их мононаправленность, возможность использования тех институтов поддержки, которые мы применяем для моногородов, включая, конечно, и статус территорий опережающего развития. Ну а всё, что касается безопасности, соответственно, продолжить в том ключе, о котором вы только что доложили.