Дмитрий Олегович (обращаясь к Д.Рогозину), вы как раз этим сейчас занимаетесь. Когда заработает такой координационный орган, который будет объединять всех технологов, которые занимаются передовыми разработками?

Д.Рогозин: Действительно, была проблема ещё с советских времён, когда наши учёные-конструкторы изобретали что-то необычное, передовое, но отсутствовал вот этот мостик от конструкторской мысли до производства, то есть мостик под названием «технология», – это всегда было наше слабое место.

Сейчас мы приступили к глубокой реформе военной науки, по 21 направлению утвердили работу генеральных конструкторов. Их назначили – это конструкторы по созданию сложных систем и комплексов вооружения и военной техники.

Но понятно, что невозможно приступить к формированию новой программы вооружений с помощью даже генеральных конструкторов, поскольку необходимы новые материалы, новые инженерные решения, новые знания.

И вот 20 июля вышел указ Президента «О руководителе приоритетного технологического направления» плюс положение, которое было разработано коллегией Военно-промышленной комиссии (оно также утверждено Президентом). В его развитие коллегия ВПК утвердила 19 технологических направлений.

Сейчас идёт подбор кандидатов. По двум направлениям (это технология робототехнических комплексов и технология сверхпроводимости) работы будут переданы Фонду перспективных исследований, он уже учредил два федеральных центра. По остальным будут назначены непосредственно руководители – генеральные технологи, руководители приоритетных технологических направлений.

Технологи будут работать в тесной увязке с генеральными конструкторами, они будут возглавлять соответствующие научные организации, перечень которых должно утвердить Правительство Российской Федерации, и, конечно, соответствующие научно-технические советы.

Сложность здесь в том, что сами технологические направления глубоки и обширны. Скажем, технологии двигателестроения – это и математическое моделирование, это и газодинамика, это и новые материалы, это тепловые воздействия на лопатки и многое-многое другое. Да и в самом двигателестроении есть дизельное двигателестроение, газотурбостроение, корабельное, авиационное, ракетно-космическое и так далее. Поэтому для того, чтобы технологии поднять, действительно потребуется большая работа по созданию пирамид научных организаций. И это вопрос как раз Правительства.

Особое внимание мы будем уделять таким новым технологиям, как цифровое проектирование, аддитивные технологии. Надо сказать, что по ним даже ещё не существует научных организаций, их предстоит консолидировать, создать.

Надо сказать, что большое значение эта работа будет иметь, конечно, и для гражданских отраслей промышленности. Такие технологические направления, как космическая медицина, то же самое цифровое производство, суперкомпьютерные технологии (помните, Вы посещали Саров, там как раз демонстрировали успехи «Росатома» в этой части), будут иметь непосредственное отношение к развитию гражданской промышленности.

Эти работы будут проводиться в самом тесном взаимодействии с Агентством по технологическому развитию, созданным Правительством.

В ближайшее время мы внесём проекты соответствующих постановлений и распоряжения, где будут определены окончательный перечень приоритетных технологических направлений, порядок и перечень научных организаций, которые будут обеспечивать руководство технологическими направлениями.

Планируем первых кандидатов утвердить на Военно-промышленной комиссии уже в конце сентября, а проекты представить Вам в ближайшее время.