Проверка показала, что государственное задание Университета на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. утверждено на месяц позже установленного срока. При этом соответствующее соглашение между Правительством России (учредителем) и Университетом о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2015 г. не заключалось. В связи с этим не были установлены возможные отклонения от установленных показателей, в пределах которых государственное задание считается выполненным.

Исполнение по субсидиям на выполнение госзадания в 2015 г. составило 96,7%. В целом государственное задание в 2015 г. не выполнено Университетом на 2,6%. Основное неисполнение отмечается по программам: бакалавриата (на 2,5%), специалитета (на 4,3%), магистратуры (на 4,8%), подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (на 5,2%), ординатуры (на 35,5%), подготовки научных кадров (в докторантуре) (на 2,8%).

На 1 января 2016 г. за Университетом числятся два объекта незавершенного строительства, в том числе здание Центра превосходства в области разработки отечественных лекарственных средств и биотехнологической продукции на основе геномных и постгеномных технологий (степень готовности – 8,65%, первоначальный срок ввода в эксплуатацию – 2014 г.) и Блок «В» в составе 4 гуманитарного корпуса МГУ (степень готовности – 50%, срок ввода – до 31 декабря 2015 г.).

Выборочная проверка договоров, заключенных в рамках строительства и реконструкции указанных объектов, выявила ряд нарушений действующего законодательства, а также риски неэффективного использования средств федерального бюджета.

В частности, проверка показала, что в рамках строительства Центра превосходства Университетом было заключено 19 контрактов на закупку оборудования на сумму 137,8 млн рублей, которое по причине неготовности объекта было временно установлено в здании Вивария. Учитывая, что работы по реконструкции Центра до сих пор не начаты, а поставленное оборудование уже эксплуатируется, возникает риск его морального и физического износа к моменту ввода Центра в эксплуатацию. Также может быть признана устаревшей разработанная в 2012 г. для строительства Центра и невостребованная проектно-сметная документация, в связи с чем возникают риски неэффективного использования средств, направленных Университетом на ее разработку, в размере 50 млн рублей, из которых 20 млн рублей — средства федерального бюджета.

По договору на выполнение работ по строительству блока «В» четвертого гуманитарного корпуса Университета было установлено применение завышенного норматива расходов заказчика на осуществление строительного контроля (1,62% при установленных в сметной стоимости объекта 1,14%). Таким образом, Университетом было произведено удорожание объекта строительства на 0,48% от общей суммы государственного контракта на выполнение общестроительных работ. Кроме того, Университет не предъявлял подрядчику (ОАО «Трансгидрострой») требования по уплате неустойки за нарушения сроков выполнения работ по объекту. Как было отмечено на Коллегии, в соответствии с условиями госконтракта, который был заключен еще в рамках прежнего законодательства о госзакупках (94-ФЗ), требование об уплате неустойки является только правом Университета, а не обязанностью к выполнению. Вместе с тем на момент проведения контрольного мероприятия размер пени составил более 1 млрд рублей.

По состоянию на 1 января 2016 г в реестре федерального имущества не учтено: 8 земельных участков и 29 зданий. Не осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Университета в отношении 1 земельного участка, регистрация права оперативного управления на 62 здания, права собственности Российской Федерации в отношении 14 земельных участков и 76 объектов недвижимости, закрепленных за Университетом.

В 2015 г. показатель отношения средней заработной платы научных работников МГУ к средней заработной плате в соответствующем регионе не достигнут Университетом на 21,7%: при плановом значении 143% в 2015 г. фактически достигнуто только 112%.

В 2015 г. внутренний финансовый аудит в Университете не осуществлялся.

По итогам проверки направлены представление в МГУ им. Ломоносова, информационное письмо — в Росимущество, заключение — в палаты Федерального Собрания.