В ходе контрольного мероприятия были проведена выездная проверка подведомственного Росводресурсам ФГБУ по эксплуатации берегозащитных сооружений и мониторинга прибрежной полосы Каспийского моря в Республике Калмыкия (ФГБУ «Калмкаспвод» (г.Элиста), а также камеральная проверка Правительства Ставропольского края по предоставленным Росводресурсами в 2015 году межбюджетным трансфертам в области водных отношений.

На указанных объектах проверки были установлены недостатки и нарушения на общую сумму 557,7 млн руб., в том числе в Правительстве Ставропольского края 110,2 млн руб. – расходы с признаками нецелевого использования средств. Причины такой ситуации: низкое качество организации бюджетного процесса субъектами Российской Федерации и недостаточно эффективный контроль со стороны Росводресурсов.

Доходы Росводресурсов в 2015 году составили 11,6 млрд руб., что на 1,4% превышает прогнозный годовой показатель. Превышение прогноза по доходам связано с применением с 2015 года повышающих коэффициентов ставки платы за пользование водными объектами, а также с возвратом в доход федерального бюджета бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет.

Расходы Росводресурсов в 2015 году составили 11,6 млрд руб., или 85,9% объема бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью (с изменениями). Неисполненные назначения агентства в 2015 году составили 1,9 млрд руб., или 14,1% кассового исполнения расходов.

По состоянию на 1 января 2016 года Росводресурсами по госпрограмме «Воспроизводство и использование природных ресурсов» не обеспечено исполнение 3 из 9 контрольных событий, срок наступления которых установлен в 2015 году.

Дебиторская задолженность Росводресурсов по расходам по состоянию на 1 января 2016 года составила 7,7 млрд руб., сократившись за 2015 год на 12,5%. Дебиторская задолженность по доходам составила 4,5 млрд. руб., увеличившись на 18,3%. Кредиторская задолженность Росводресурсов составила 470,3 млн руб., увеличившись на 52%.

Расходы Росводресурсов по ФАИП составили 3,4 млрд руб., что составляет 78,8% годового показателя. По состоянию на 1 января 2016 года не получены разрешения на ввод в эксплуатацию по 14 из 15 объектов капитального строительства, включенных в ФАИП на 2015 год (по ФЦП Развитие водохозяйственного комплекса России — 14 из 23-х), со сроком ввода в эксплуатацию в 2015 году и объемом финансирования на сумму 1,2 млрд рублей. По 7 из 12 объектов, финансируемых и завершаемых в 2015 году, на общую сумму 69,4 млн руб. не получены положительные заключения государственной экспертизы.

В ходе реализации ФАИП ФГБУ «Калмкаспвод» установлены нарушения и недостатки при строительстве Элистинского водохранилища. По состоянию на 1 января 2016 г. объект подрядчиком (ОАО «Калмыцкое дорожное управление») не построен и в эксплуатацию не введен. Степень его технической готовности составляет всего 56,9%. При этом в 2015 году из 621,5 млн. руб., предусмотренных на строительство объекта, не освоено 475,6 млн руб. (76,5%). Как было установлено в ходе проверки, строительство Элистинского водохранилища осуществлялось при отсутствии утвержденной декларации безопасности гидротехнического сооружения, что является существенным риском для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. При этом Элистинское водохранилище не застраховано, а строительство объекта осуществлялось на земельных участках, на которые отсутствовали правоустанавливающие документы без разрешения на строительство, выданного Минстроем России. Расчеты с подрядчиком осуществлялись по документации, превышающей стоимость проектной документации на 119 млн. руб., что привело к несанкционированному удорожанию стоимости строительства водохранилища. Установлены факты неправомерного расходования средств федерального бюджета, допущенных ФГБУ «Калмкаспвод» при строительстве Элистинского водохранилища на общую сумму 19,7 млн рублей. Также ФГБУ «Калмкаспвод» в 2015 году не обеспечено истребование банковской гарантии в сумме 389,2 млн руб. за ненадлежащее исполнение контракта подрядчиком.

Кроме того, до настоящего времени в чаше возводимого Элистинского водохранилища не проведены мероприятия по санитарной очистке, что не позволит выполнить мероприятия по заполнению чаши водохранилища и ввода объекта в эксплуатацию в 2016 году.

В нарушение заключенного с Росводресурсами соглашения Правительство Ставропольского края не обеспечило целевое использование средств федерального бюджета на сумму 110,2 млн руб., предусмотренных на реализацию объекта строительства «Противопаводковые мероприятия на р. Бугунта в г. Ессентуки Ставропольского края». За счет указанных средств вместо мероприятий, предусмотренных ФАИП на 2015 год, были оплачены исполнительные листы за работы, выполненные ООО «Арго+» в 2013 году. При этом согласно статистическим формам отчетности в 2015 году работы на указанном объекте не проводились.

В нарушение заключенных с Росводресурсами соглашений регионами России не обеспечено финансирование строительства, реконструкции объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений на общую сумму 10,9 млн руб.; капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности регионов, муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС, а также ликвидации ГТС в 17 из 49 регионов на общую сумму 161,8 млн руб.

Плановые показатели государственного задания и показатели качества государственных работ выполнены подведомственными учреждениями Росводресурсов в 2015 году в полном объеме. Вместе с тем, отмечается недостаточная обоснованность в определении финансового обеспечения выполнения госзаданий. Стоимость однотипных работ по подведомственным учреждениям существенно отличается.

Росводресурсы не обеспечили требуемый законом уровень закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Из законодательно установленных 15% совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства составил 6,9%.

Росводресурсами при отсутствии утвержденного плана информатизации заключены государственные контракты на сумму 46,2 млн руб.

По итогам проверки принято решение направить представления об устранении нарушений в Росводресурсам и ФГБУ по эксплуатации берегозащитных сооружений и мониторинга прибрежной полосы Каспийского моря в Республике Калмыкия, информационное письмо — в ФАС России, обращения – в Следственный комитет России и Генеральную прокуратуру. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.