Председатель Счетной палаты особое внимание уделила проблемам регионов в сфере дорожного строительства. Татьяна Голикова сказала, что в 2015 году регионами не были достигнуты целевые показатели по ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». К примеру, по ее словам Забайкальский край при плане 19,2 км ввел только 10 км. По подпрограмме «Дорожное хозяйство» госпрограммы «Развитие транспортной системы» в 2015 году регионами было введено 2 709,4 км автомобильных дорог регионального, межмуниципального, и местного значения, что составляет 88% плана. «Наименьший ввод автомобильных дорог относительно планового показателя отмечен в 3 регионах: г. Санкт-Петербург (план – 70,2 км, факт – 0 км), Республика Карелия (план – 28,2 км, факт – 0 км), Кабардино-Балкарская Республика (план – 50,9 км, факт – 0 км)», — отметила Татьяна Голикова. По подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России» не было введено 62,7 км автомобильных дорог, или 42%. «В том числе Московская область не обеспечила соответствующий ввод автомобильных дорог регионального значения, а также Орловская, Омская и Саратовская области», — сказала Председатель Счетной палаты. По ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» в 2015 году было построено 74% планируемых объемов автомобильных дорог, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции. «При этом план по вводу автомобильных дорог не выполнили 18 регионов, из которых 9 регионов не ввели ни одного из запланированного на 2015 год километра автомобильных дорог. К ним относятся и Волгоградская область, и Пермский край», — сказала глава контрольного органа.

Татьяна Голикова затронула вопрос переселения граждан из аварийного жилья. Председатель Счетной палаты сказала, что по состоянию на май 2016 года установлено 26 регионов, в которых сумма предварительного дефицита региональных бюджетов на реализацию задачи расселения аварийного жилищного фонда оценивается на 2016 год в 12,1 млрд руб., а по оценкам самих регионов до 40 млрд руб. «Но в ряде случаев проблема финансовая не является ключевой. В ходе мероприятий выявлены риски в том числе и организационного характера, выраженные в отсутствии централизованного регионального заказа, подготовленных площадок под строительство, обеспеченных инженерной инфраструктурой, а также дефиците подрядных мощностей строительного комплекса, способных осуществить строительство заданного объема и в установленные сроки. Вопрос: можно ли решить эту проблему в те сроки, которые установленны Президентом? Думаем, что можно, но необходимо пересмотреть подходы к завершению региональных программ переселения из аварийного и ветхого жилья, но уже с учетом выявленных ошибок и недостатков. И существенная роль, конечно, здесь принадлежит Минстрою и Фонду ЖКХ», — сказала Татьяна Голикова.

В заключение доклада Председатель Счетной палаты остановилась на теме сбалансированности бюджетов регионов. По ее мнению, во многом ситуация с исполнением полномочий регионов связана с организационными и управленческими проблемами на местах, но также и с устойчиво сложившейся проблемой по несбалансированности бюджетов и высокой долговой нагрузкой. «Я бы хотела сказать, что в 2016 году оперативное принятие сначала трехсторонней комиссией по совершенствованию межбюджетных отношений, а затем Министерством финансов решений о выделении в начале 2016 года решений по предоставлению бюджетных кредитов привело к снижению пока (на 1 мая 2016 года) размера государственного долга регионов по сравнению с 1 января 2016 г. на сумму 26,8 млрд руб или на 1,15%, а также по изменению его структуры: доля коммерческих кредитов сократилось на 8,9 пункта и составила 32,7%, доля бюджетных кредитов увеличилась на 9,6 пункта и составила 44,1%. Это очень позитивная пропорция, которой мы давно не наблюдали в структуре долга Российской Федерации», — отметила Татьяна Голикова. «К сожалению, работа отдельных министерств, как я уже отмечала, которые администрируют целевые субсидии и иные межбюджетные трансферты, она такой расторопностью не отличается и, к сожалению, может повлиять на наметившуюся позитивную тенденцию, потому что выделение любых субсидий приводит к необходимости поиска дополнительных финансовых ресурсов в бюджетах регионов и соответственно наличие доходных источников или заимствований в коммерческих банках, либо у федерального бюджета», — добавила она.

Председатель Счетной палаты, отвечая на вопросы членов Совета Федерации, затронула тему государственной поддержки сельского хозяйства в 2015 году. Татьяна Голикова сказала, что, несмотря на рост в сельском хозяйстве на 3%, Счетной палатой была выявлена проблема неполного использования бюджетных средств Министерством сельского хозяйства России и региональными властями, всего на 10,1 млрд руб. «При этом мы, к сожалению, фиксировали факты, когда из-за длительности согласований и административных проволочек в некоторых субъектах РФ средства до конкретного сельхозпроизводителя доходили более 7 месяцев. Это, скажем, Липецкая область, и таких примером, к сожалению, я могу привести много», — добавила Татьяна Голикова.

Татьяна Голикова коснулась темы информатизации в органах государственной власти. Глава контрольного органа обратила внимание на проблемы в планировании и администрировании со стороны Правительства России в сфере информатизации. «К сожалению, сегодня ситуация выглядит таким образом: практически ни одно министерством, за очень редким исключением, не согласовывало планы информатизации с Министерством связи. Это означает, что траты на заключение государственных контрактов осуществлялись самостоятельно без исполнения постановления Правительства», — сказала Татьяна Голикова, добавив, что разработанные информационные системы остаются невостребованными министерствами и ведомствами или не приводят к запланированным результатам. «Есть еще одна проблема и в самом Министерстве связи: материалы, которые им передают, во всяком случае, так было в результате нашего контрольного мероприятия, они на проверку отдают на аутсорсинг соответствующей структуре. В этой соответствующей структуре эти материалы тонут, и очень долгое время согласовываются. При этом тормозятся процессы в соответствующих профильных ведомствах и, естественно, в Министерстве связи», — сказала Татьяна Голикова, отметив, что по данному вопросу Счетная палата отправила в Правительство России своим предложения по исправлению ситуации в сфере информатизации.

Отвечая на вопрос о последствиях применения нового закона о государственной контрактной системе, Татьяна Голикова напомнила, что Счетной палатой в 2015 году выявлены нарушения в сфере закупок на общую сумму 126,1 млрд руб. Глава контрольного органа отметила увеличение числа участников, претендующих на один лот при резком росте числа закупок у единственного поставщика. «Закупки у единственного, к сожалению, приводят к очень нехорошим последствиям. С одной стороны нет нарушения закона, с другой стороны есть неэффективное использование средств. О чем я говорю: единственными в ряде случаев являются посредники, которые не имеют надлежащего уровня квалификации. Они не исполняют тех работ, ради которых были избраны единственными, но при этом получают соответствующие проценты на свое содержание. Проценты разные: до 2%, до 5% и так далее. Куда потом уходят эти финансовые ресурсы – мы не знаем, потому что это не сфера нашей компетенции, но точно не на тот контракт, ради которого они выбирались единственными», — сказала Председатель Счетной палаты. Вместе с тем, по словам Татьяны Голиковой, в ряде случаев рост дебиторской задолженности по авансам связан во многом с закупками у единственного поставщика.