Строительство участка км 517 – км 544 (обход населенных пунктов Новая Усмань и Рогачевка) автомобильной дороги М-4 «Дон» велось ООО «Трансстроймеханизация» с 2013 по 2016 год. Сметная стоимость составила 17,49 млрд. рублей. Протяженность участка – 29,15 км. Докладывая министру и губернатору о завершении строительства, председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах рассказал, что подрядчиком были использованы современные технологии немецкого проектирования, которые позволяют увеличить срок эксплуатации дороги. Данный участок М-4 «Дон» категории IА и имеет расчетную скорость движения 150 км/ч. Кроме того, на объекте возведены 2 транспортные развязки, 14 путепроводов, 2 надземных пешеходных перехода и 21 водопропускная труба.

В своем приветственном слове в честь официального открытия нового участка М-4 «Дон» министр транспорта РФ Максим Соколов подчеркнул, что для Воронежской области сегодня знаменательный день.

— Мы сегодня вводим официально в эксплуатацию участок трассы М-4 «Дон», обход Усмань – Рогачевка, 30-километровый участок. Многие по нему уже проехали, поскольку рабочее движение было открыто чуть раньше.  Но сейчас мы официально запускаем его в эксплуатацию, скоро он начнет работать в платном режиме. И я думаю, что многие жители Воронежской области, особенно этого района, да и те, кто пользуется транзитной трассой нашей основной на юг России М-4 «Дон», уже почувствовали комфорт и безопасность при прохождении этого участка. Безопасность — это самый главный акцент в этом проекте, поскольку он обходит основные районные и местные центры. И, конечно же, это обеспечивает не только хорошее, свободное и быстрое перемещение по Воронежской области, но в первую очередь это, конечно же, безопасность для жителей окружающих населенных пунктов, — отметил министр.

Он также подчеркнул, что Государственная компания «Автодор» – лидер в использовании современных технологий строительства, применении новых инновационных и композитных материалов, светодиодных светильников для освещения дорог.

— Более 30% освещения уже используется на принципах светодиода. Это конечно хороший показатель. И это тоже говорит о качестве этой дороги. Наверно, все, кто проехал по ней хотя бы один раз, убедились, что качество соответствует самым требовательным международным стандартам и могу отметить, что скоро все федеральные трассы нашей страны, буквально через два года, будут соответствовать таким же стандартам. Этот участок 30 км, но это один из самых значимых объектов, вводимых в эксплуатацию в этом году. Всего же будет построено более 300 км новых трасс на наших федеральных дорогах. И это тоже очень значимый показатель, хороший вклад в выполнение поручений Президента Российской Федерации об удвоении строительства дорог в нашей стране, — сказал Максим Соколов.

Кроме того, министр транспорта сообщил о том, что подписан контракт и начинаются работы еще на одном участке трассы М-4 «Дон» – обход Лосево – Павловска. Это 85 км дороги, которая через три с небольшим года станет трассой категории один, после чего вся федеральная трасса М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара будет международной скоростной дорогой – дорогой первой категории. Он отметил, что участок обхода Усмань –Рогачевка и Лосево – Павловск – это проекты государственно-частного партнерства, где инвестор тоже участвует в строительстве и эксплуатации этих дорог, заключая контракт сразу на срок более 20 лет, в течение которых отвечает за качество и эксплуатацию дороги.

Губернатор Алексей Гордеев также поблагодарил федеральное министерство, Государственную компанию «Автодор» и подрядчика – «Трансстроймеханизацию» за слаженную государственную работу, которая позволила сделать все качественно, с опережением сроков.

– И это уже стало нашей традицией. Мы объезд вокруг Воронежа сделали на год раньше, эту часть дороги на год раньше и очень надеюсь с учетом того, что подрядчик остается у нас, мы уже к нему привыкли, воспринимаем его как родного, и такой большой обход 85 км тоже будет сдан с опережением на год. Я не буду рассказывать, что для нас М-4 «Дон», я ее как-то назвал «дорогой жизни» для Воронежской области, не говоря уже о транзитчиках, которые проезжают и составляют мнение о регионе. Для нас важно то, что у нас действительно меняется инвестиционная привлекательность. И мы видим, как развивается область благодаря этой главной нашей дороге. Спасибо всем, кто здесь работал, спасибо за то, что было обеспечено полное взаимопонимание. Мы гарантируем, что правительство Воронежской области и все муниципальные районы будут содействовать и дальнейшему строительству, и реконструкции дороги, — сказал глава региона.

Красную ленточку в честь символического открытия движения по новому участку М-4 «Дон» перерезали губернатор Алексей Гордеев, министр транспорта РФ Максим Соколов и председатель правления Государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах. Затем по новой дороге торжественно прошла строительная техника.

После этого делегация переехала в Лискинский муниципальный район к автодорожному транспортному тоннелю под железнодорожными путями в г. Лиски. По своей планировочной структуре город разделен полосой отвода железной дороги на два района. В настоящее время их связывает узкий тоннель, построенный еще в XIX веке. Радиус поворота в нем менее 15 м, что не соответствует современным транспортным средствам. В сутки здесь проходит более 29 тысяч автомобилей. Из-за роста интенсивности движения и низкой пропускной способности старого тоннеля постоянно образуются «пробки» и происходят многочисленные ДТП.  Размещение промышленной зоны в восточной части города потребовало беспрепятственного, удобного транспортного сообщения, так как большая часть работников предприятий проживает в западной части. Кроме того, согласно плану гражданской обороны Лискинского района при необходимости все пути эвакуации ведут через единственный тоннель, а его технические возможности не позволят сделать это оперативно. Для решения поставленной задачи и был разработан проект «Строительство автодорожного транспортного тоннеля под железнодорожными путями в г. Лиски Воронежской области». Работы велись ООО «Анкерные технологии». Сооружение защитного каркаса позволило вести строительство, не нарушая работу железнодорожных путей. В итоге рабочее движение по тоннелю удалось открыть с опережением сроков.

– Буквально в течение одного года такой замечательный объект был построен, — прокомментировал журналистам открытие движения по тоннелю министр транспорта. – Это стало возможно благодаря применяемым уникальным технологиям с точки зрения проходки тоннеля. Особенно важно было не прекращать движение по основному ходу железной дороги в направлении юга, и строители справились с этой задачей.

Максим Соколов поблагодарил Алексея Гордеева за эффективную командную работу, благодаря чему и стало возможно такое развитие всех транспортных проектов.

— Не только дороги, но и аэропорт ускоренными темпами был тоже приведен в нормальное состояние, развита соответствующая аэродромная инфраструктура. Это все говорит о том, что когда работает одна команда на всех уровнях, то все проекты, о которых мечтали многие годы, реализуются, — добавил министр транспорта.

Губернатор отметил, что сегодня регион подводит итоги по строительству крупных дорожных объектов.

– Хочу сегодня доложить федеральному министру, что мы выполнили свое обещание. Важно было вот эти два объекта сдать к концу года. Обход Новой Усмани и Рогачевки – это 17 с половиной миллиардов рублей федеральных средств. И вот это прокол-тоннель – 850 миллионов рублей. Это, конечно, были для нас риски, потому что не мы лично работаем, а работают подрядные организации, частные организации. Но вот эта слаженная работа показала, что мы можем выполнять не только обязательства, но и опережать сроки. Тот объект и этот объект был построен на год раньше нормативного срока. Сегодня еще очень хорошее решение окончательно состоялось — будет новое строительство участка – обход Лосево – Павловска. Это 85 км. Тоже мы настраиваемся сделать досрочно. Это последнее узкое горлышко на трассе М-4, то есть работа будет активно продолжаться и в следующем году, — пояснил губернатор.

Он также прокомментировал итоги состоявшегося совещания по вопросам строительства и реконструкции дорог.

— Со следующего года будет запущена крупная федеральная программа совместно с регионом «Безопасность дорог». Мы получаем миллиард рублей в следующем году из федерального бюджета, добавляем свои деньги и за два года должны привести в нормативное состояние дороги города Воронежа и близлежащих районных центров.  Поэтому настрой хороший, понимаем, что, несмотря на экономические трудности, федеральное правительство решает эти важные задачи. Это, конечно, другой импульс к развитию экономики, но самое главное – условие жизни наших людей. Так что  есть перспективы, и мы с радостью будем уже работать в следующем году, — резюмировал губернатор.

Также в ходе рабочей поездки министра в Воронежскую область в дар храму во имя преподобного Алексия, человека Божия управляющим директором по инфраструктурным проектам Госкорпорации Ростех Виктором Кирьяновым была передана Тихвинская икона Божией матери,почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. По преданию, это одна из окон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий провел молебен перед Тихвинской иконой Божией матери.

Затем в усадьбе Сталь-фон-Гольштейнов состоялась личная встреча Алексея Гордеева и Максима Соколова. Они обсудили вопросы развития транспортной системы в области. В частности, речь шла о ремонте аварийного путепровода над железнодорожными путями общего пользования по ул. 9 Января в Воронеже, соединяющими железнодорожные вокзалы «Воронеж-1» и «Воронеж-2-Курский» и реконструкции развязки на пересечении ул. Антонова-Овсеенко – ул.9 Января – ул. Героев Сибиряков.

Губернатор и министр обсудили возможность федерального финансировании этих проектов.