– Может, вы не поверите, но не проходит недели, чтобы мне кто-нибудь не задал этот же вопрос, – говорит председатель Союза журналистов Севастополя капитан 1 ранга запаса Сергей Горбачев. – Более того, периодически об этом спрашивают журналисты центральных СМИ. Скажем, в апреле, накануне традиционной «прямой линии» с Президентом, журналисты «Московского комсомольца» и «Комсомольской правды» интересовались тем, как решается эта проблема. Звонили мне из одного из российских информационных агентств по этому поводу и на днях, накануне очередной пресс-конференции Президента.

К слову, я на апрельскую «прямую линию» по трём коммуникационным каналам – СМС, телефон и электронное письмо – посылал соответствующий вопрос-обращение в развитие темы. Конечно, «снаряд в одно место два раза не падает», но, как сказал персонаж Валентина Гафта в фильме Никиты Михалкова «Двенадцать», «в жизни бывает всё». В том числе, как выясняется, Владимиру Владимировичу моим коллегам не из президентского пула удаётся задавать вопросы по нескольку раз…

– Ну, и каков результат?

– Президентом эта тема больше не поднималась, что, в принципе, естественно… Но смысл моей инициативы состоял в том, чтобы в очередной раз привлечь внимание определённых структур. Ведь все задаваемые миллионами наших сограждан вопросы после «прямых эфиров» и «ежегодной президентской пресс-конференции» попадают к чиновникам для практического решения вопросов. К сожалению, ни на момент апреля этого года, ни позже прямое указание Верховного Главнокомандующего «Кортики офицерам надо вернуть!» не выполнено.

– В чём суть вопроса, напомните, пожалуйста.

– Как известно, при увольнении флотских офицеров в запас с правом ношения формы одежды им оставлялись флотские кортики. Произнесу банальную фразу: так было всегда. Но несколько лет назад кортики стали отбирать. При этом ссылки делались на законодательство об оружии. Но, извините, это смешно и удивительно: Закон об оружии принят уже давно, но кортики стали отбирать недавно. Кто-то, видимо, где-то «проснулся» или встал не стой ноги, вдруг занявшись оборотом холодного оружия… Удивительно в этом деле и то, что сегодня кортики можно купить в любом солидном сувенирном магазине. И для этого не нужны ни разрешения, ни документы, удостоверяющие личность.

Думается, что отбирание кортиков относится к шлейфу унижений офицеров, начавшихся в конце 80-х годов прошлого века после приземления Руста на Васильевском спуске и продолжавшихся вплоть до «сердюковских» времён. От отрыжки их наследия, как это ни прискорбно, не удалось избавиться до сих пор, ведь, казалось бы, не стратегическое решение по кортикам не реализовано за целый год после прямого указания Верховного. На мой взгляд, «Дело о кортиках» – свидетельство равнодушия чиновников и заскорузлости бюрократических механизмов. Это показатель того, как в стране решаются любые вопросы, проходящие по разным властным горизонталям и вертикалям.

– Но ведь недавно заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая инициировала поправки в Закон об оружии, которые были приняты 7 декабря в первом чтении. Этот законопроект наделяет полномочиями руководителей государственных военизированных организаций правом оставлять кортик как знак отличия в качестве поощрения военнослужащих при выходе на пенсию. Более того, такая аналогия существует по отношению к боевому короткоствольному оружию…

– Прекрасно. Но до этого момента прошёл целый год! А когда будет принят закон в следующей, новой редакции? Дай Бог, к весне, ведь вопрос, по большому счёту, не первостепенный. Хотя – резонансный, причём, с негативным оттенком. Ведь за это время кортики отобрали у сотен, если не тысяч офицеров. И неизвестно, будет ли прописано положение об их возвращении – просто решат, что не нужно отбирать, а вернуть «забудут».

Кстати говоря, этот вопрос уже успел актуализироваться и в других ипостасях. Например, несколько иначе мы стали смотреть на практику материализации традиций, которые имеют не только духовную, чисто

идейную сферу применения. Тут есть и бытовая сторона, и материальная основа. Кроме того, это вопрос «возведён в степень»: по факту уже после прямого указания Верховного, несмотря на принятое им решение, бездушные чинуши с рыбьими глазами людей подводят под уголовную статью, предъявляя им обвинение в утрате или хищении оружия…

– Это вы о ком?

– О тех офицерах, которые, исходя из слов Президента, не хотят при увольнении в запас кортики сдавать и о тех, кто упорно настаивает на их сдаче.

– Сергей Павлович, резонанс «Дела о кортиках» был большой, но реакция разная. Кто-то ёрничал, считая, что заданный вами вопрос мелковат. Кто-то откровенно смеялся над значением сохранения кортиков у офицеров…

– Я иного и не ожидал, ведь я в «информационке» не один десяток лет, «кухню» приготовления мнений и оценок знаю…

На тему кортиков немало написано и сказано и мной, и другими людьми. Аргументировать важность и значение этой темы не буду – желающие без проблем могут в интернете через поисковик найти и почитать соответствующие материалы. Я же отмечу: вопрос о кортиках выходит за рамки чисто этой темы. Он – об эффективности системы и механизма принятия-реализации державных решений: Президент сказал – чиновник сделал.

Ну, а в сущности, Президента о кортиках я просил, а вопрос задавал совершенно о другом – о путях развития Севастополя как города федерального значения, отдельного субъекта Федерации. Как представляется, это вопрос не потерял своей актуальности.

– Была бы возможность, снова спросили бы Президента?

– Конечно, только вопрос сформулировал бы по-другому. Ведь у Севастополя немало проблем, а перспективы его стратегического развития размыты. Думаю, что этот вопрос станет во главу угла грядущих выборов губернатора нашего Города-Героя.

– А про кортики вновь попросили бы?

– Наверное. Только уже не просил бы, а сказал бы о том, как указания Верховного претворяются в жизнь.

– Спасибо вам за интервью. Успехов в реализации инициатив.

Вопросы задавал Павел Трофимук