Согласно ч. 2 п. «б» ст. 17 указанного Закона к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, начисляется следующая надбавка: неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах «а», «б» и «г» части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона, при наличии двух таких членов семьи, — в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Установлено, что С. обратился в отдел пенсионного обеспечения ФЭО ГУФСИН России по Самарской области с заявлением об установлении надбавки к пенсии за выслугу лет, в котором указал, что с 2013 года по настоящее время не работает и имеет на иждивении двух нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетних детей).

В связи с этим С. в период с момента подачи заявления до мая 2015 года пенсия выплачивалась с учетом надбавки за выслугу лет.

В заявлении С. обязался ежегодно, в срок с 10 до 31 марта, представлять в отделение пенсионного обеспечения выписку со своего лицевого счета, выданную территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации (формы СЗИ-5).

Однако до апреля 2015 г. С. в ОПО выписка не была представлена, в связи с чем надбавка к пенсии не начислялась.

Только после представления С. в ОПО требуемой выписки начисление данной надбавки было возобновлено.

Таким образом, пенсия С. в мае и июне текущего года выплачивалась без учета надбавки за выслугу лет, выплата данной надбавки с мая 2015 г. приостанавливалась.

Проверка показала, что законных оснований для приостановления выплаты надбавки к пенсии за выслугу лет С. у отделения пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Самарской области не имелось.

Так, ни Законом № 4468-1, ни Инструкцией об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом Минюста РФ от 30.12.2005 № 258 (далее – Инструкция), не предусмотрено, что непредставление гражданином каких-либо сведений влечет приостановление или прекращение выплаты надбавки к пенсии.

Кроме того, пенсионным законодательством на граждан не возложено обязанности в ежегодном предоставлении документов.

В связи с тем, что ОПО ГУФСИН по Самарской области не может иным способом проверить обоснованность начисления надбавки, в целях недопущения переплаты бюджетных средств, сложилась незаконная практика обязывать граждан ежегодно представлять соответствующие документы.

Вместе с тем, ст. 56 Закона № 4468-1 предусмотрено, что лица, которым назначена пенсия, при предоставлении ими недостоверных сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Однако добросовестность заявителя подтвердилась выпиской из лицевого счета, представленной им в ОПО в июне 2015г., из которой видно, что он за период 2014 и текущий период 2015 года нигде не работал.

С учетом изложенного периодическое истребование ОПО у граждан обозначенных документов не обосновано.

Начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области И.Н.Рагуля