Демографические показатели являются ключевыми для оценки работы власти любого уровня. Я лично отвечаю за положение дел в республике перед гражданами Башкортостана, перед Президентом страны. Вы, уважаемые главы муниципалитетов, отвечаете передо мной как руководителем региона, перед своими жителями за развитие муниципалитетов, в том числе и в части демографических вопросов. Мы вместе несём персональную ответственность за экономическую стабильность и социальное благополучие в республике, которые напрямую отражаются на демографических показателях.

Что мы имеем по итогам прошлого 2016 года? В республике родилось 55 708 детей. В 2015 году новорожденных было 59 028. В процентном отношении это минус 5,5 процента. По результатам снижения темпа падения рождаемости мы, к сожалению, оказались в числе худших регионов страны. В абсолютных цифрах по числу рождений мы потеряли 3 320 детей. Так что демографические показатели – одни из самых важных в оценке работы власти – мы с вами в прошлом году, если говорить честно, провалили. В стране потеря в рождаемости – минус 2,6 процента, у нас с вами – 5,5 процента. И это не просто цифры. За ними, собственно говоря, наши следующие поколения и будущее Башкортостана.

Понятно, что свою роль в снижении этих цифр сыграли в том числе объективные причины. Снижается общая численность населения, не намного, но снижается. Становится всё меньше потенциальных родителей, прежде всего, женщин фертильного или, по-другому, детородного возраста. Всё больше семей откладывают рождение детей на более поздние сроки. Средний возраст первых родов поднялся в республике с 25 до 27 лет. Таким образом, репродуктивный период сокращается.

Мы должны быть готовы к тому, что дальше эти процессы будут только нарастать, а рождаемость, к сожалению, будет снижаться. Но такие темпы, которые мы видели в 2016 году с точки зрения снижения рождаемости, являются для нашей республики недопустимыми.

Считаю, что это стало результатом явных промахов, недочётов в работе не только Правительства республики, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты населения, ряда других государственных структур, но и муниципалитетов, служб и организаций – всех, кто имеет прямое отношение к демографическим показателям.

Причина во многом – в недооценке важности проблемы, отсутствии к ней серьёзного внимания на республиканском и муниципальном уровнях, слабой работе всех органов власти. Отсутствуют анализ ситуации, прогнозирование её развития. Нет выявления причин ухудшения показателей, продуманных мер по их упреждению. Можно сказать, что нет системной оценки эффективности деятельности ни республиканских органов власти, ни местного самоуправления на этом направлении.

Выручает нас то, что в прошлом году общая смертность снизилась на три процента – умерло 52 283 человека. Но заметно выросла миграционная убыль – с 6 тысяч человек в 2015 году до 7 с небольшим тысяч в 2016 году. Естественный прирост упал с 5 тысяч в 2015 году до 3 425 человек в 2016 году. То есть по естественному приросту мы потеряли 1,5 тысячи человек. В целом население республики по сравнению с прошлым годом сократилось почти на 5 тысяч человек. По этим показателям – убыли населения – мы начинаем отставать от наших ближайших соседей.

Анализ показывает, что плохо дела обстоят, прежде всего, в сельской местности, даже в самых благополучных территориях. Крепкие в социально-экономическом плане районы занимают низкие места по демографическим показателям.

Сегодня абсолютное большинство муниципалитетов имеют отрицательные демографические показатели.

В прошлом году число рождений – и то не намного – выросло только в Уфе, Кумертау, Баймакском, Зианчуринском и Стерлитамакском районах. Самый низкий уровень рождаемости – в Ермекеевском, Фёдоровском, Бураевском, Краснокамском районах. В Стерлитамакском районе число рождений выросло, но там уровень рождаемости очень низкий – 10,9 рождений на тысячу жителей. Стабильно негативная динамика последние три-пять лет – в городе Агидель, Федоровском, Благоварском, Краснокамском и Балтачевском районах.

Очень высокая смертность – в Бураевском, Балтачевском, Стерлибашевском, Буздякском, Архангельском районах. И эти же районы дают такую отрицательную динамику последние несколько лет. Самые высокие показатели младенческой смертности – в Краснокамском, Зилаирском, Шаранском  районах.

За последние три года худшим районом по показателям «рождаемость», «смертность», «младенческая смертность» является Буздякский район – последнее, 62-е место в республике. Далее по порядку с конца – Краснокамский, Зилаирский, Шаранский, Фёдоровский, Янаульский, Кугарчинский, Альшеевский, Стерлибашевский, Аскинский районы.

На территориях, в которых вопросы демографии фактически пущены на самотёк, молодежь уезжает, население стареет, численность населения в муниципалитетах сокращается. Если за показатели смертности основную ответственность несёт здравоохранение и Министерство труда и социальной защиты населения, то за низкую рождаемость, миграционную убыль отвечаете вы, уважаемые главы муниципалитетов.

За последние два года больше всего жителей уехало из города Салават – 2 205 человек, Сибая – 1 590 человек, Дюртюлинского – 1 340 человек, Мелеузовского – 1 159 человек, Ишимбайского – 1 091 человек, Хайбуллинского – 762 человека, Кигинского – 739 человек и Мечетлинского – 629 человек – районов.

Понятно, что люди едут в города, а оттуда едут в Москву, Санкт-Петербург. Наши жители переезжают в поисках работы в Челябинскую, Московскую, Тюменскую области. Покидают родные места, потому что нет места приложения рабочим рукам, нет перспектив с жильем, нет условий для занятия бизнесом, нет возможностей для культурного отдыха. Наших жителей не устраивает уровень образования, здравоохранения. Население порой не чувствует поддержки от власти на местах.

По этим же причинам семьи не торопятся с рождением ребёнка, понимая, с какими трудностями им придётся столкнуться. Каждое рождение ребёнка в семье фактически обедняет людей. Доходы уже надо делить не на двоих, а на троих, если один ребенок.

Кто из вас, коллеги, пытается системно заниматься всеми этими процессами? Кто осуществляет анализ, прогноз демографической ситуации на своей территории? Кто из вас хоть раз обратился в Правительство или ко мне по этим вопросам? Кто хоть раз проявил элементарное беспокойство по поводу ухудшения этих показателей?

На динамику рождаемости во многом влияет оценка работы больниц и учреждений родовспоможения. Граждане часто пишут мне, жалуясь на качество оказания медицинской помощи, сокращение бригад скорой помощи, закрытие отделений родовспоможения, участковых больниц в отдалённых районах. Мы помним, какое возмущение вызвало сокращение родильных коек в Калтасинском, Хайбуллинском, Гафурийском, Аургазинском, Кушнаренковском, Чишминском и других районах. Сколько было обращений в органы государственной власти – эти письма собирали сотни подписей. В одном из районов протест вылился в пикетирование.

Понимаю, порой что такая оптимизация вызвана необходимостью. Но людям надо объяснять, обосновывать такие решения, доказывать, что качество медицинского обслуживания ни в коем случае не пострадает, что в маленьких отделениях, где роды принимаются в лучшем случае раз в неделю, медперсонал теряет квалификацию, а это ведёт к рискам.

Можно снять эти сложности, если заранее готовить роженицу, своевременно привезти ее в близлежащий межмуниципальный перинатальный центр, где есть современное оборудование и постоянно практикующие врачи. Также нужно думать о том, как доставлять родственников этих женщин. Они приезжают, интересуются здоровьем.

С людьми надо работать, открыто общаться, отвечать на любые, пусть самые неудобные вопросы. Если граждане будут активно писать о равнодушном к ним отношении со стороны местных властей, конечно, надо принимать соответствующие кадровые решения.

По моему поручению создана межведомственная рабочая группа. Сейчас я подпишу распоряжение, в соответствии с которым будет разрабатываться комплекс дополнительных мер по улучшению демографической ситуации, в том числе повышению рождаемости.

В ближайшее время я подпишу Указ о единовременных социальных выплатах молодым семьям в размере 300 тысяч рублей, начиная с этого года на улучшение жилищных условий при рождении ребенка.

Считаю, что и муниципальным районам и городским округам также необходимо проработать свои меры поддержки. Не должны оставаться в стороне предприятия и организации республики.

Понятно, что материальный метод для стимулирования рождаемости не должен быть единственным. Здесь важно всё – в первую очередь надо создавать рабочие места с достойным и стабильным заработком, возможность улучшить жилищные условия, обеспечить доступную социальную и транспортную инфраструктуру, культурную среду, здоровую экологическую ситуацию, общественную безопасность, правопорядок и множество других факторов, определяющих качество жизни на местах.

Необходима целенаправленная идеологическая работа, особенно с молодёжью, по укреплению ценности материнства, отцовства, семьи, здорового образа жизни. На это должны работать учреждения образования, средства массовой информации, общественные организации, средства наглядной агитации.

Такие же рабочие группы нужно создавать во всех муниципалитетах, давать соответствующие поручения своим заместителям, чтобы работа по нормализации демографической ситуации в республике развивалась широким фронтом. Нужно системно и целенаправленно заниматься всеми этими проблемными вопросами, вплотную работать с населением, своевременно решать возникающие задачи. Это и называется грамотно, эффективно управлять территорией.

У каждого из вас на столе должен лежать грамотный анализ демографических процессов, прогноз их развития по всем населённым пунктам на годы вперед. Без понимания общей картины, изучения ключевых факторов невозможно улучшать ситуацию на местах.

Распоряжение, которое я подписываю, гласит: создать межведомственную рабочую группу по вопросам демографии и повышению рождаемости в Республике Башкортостан в составе согласно приложению к настоящему распоряжению.

Эту рабочую группу возглавит Салават Талгатович Сагитов (С.Т. Сагитов, заместитель Премьер-министра Правительства РБ). В состав этой группы войдут заместители министра финансов, министра земельных и имущественных отношений, министры образования, сельского хозяйства, руководитель агентства по печати и средствам массовой информации, заместители министра труда и социальной защиты, первый заместитель министра здравоохранения, первый заместитель министра промышленности, заместитель председателя Государственного комитета республики по строительству и архитектуре, заместитель министра молодёжной политики и спорта, представители общественных организаций.

Поручаю рабочей группе до 1 марта 2017 года разработать и внести в Правительство проект плана по повышению рождаемости в Республике Башкортостан на период 2017-2020 годов. Контроль за исполнением распоряжения возлагаю на Администрацию Главы Республики Башкортостан. Владимир Александрович (В.А. Нагорный, руководитель Администрации Главы Республики Башкортостан), прошу такую работу обеспечить.

Заместитель Премьер-министра Правительства РБ Салават Сагитов в своём выступлении подробно проанализировал данные по категориям рождаемости, смертности и суицидам в разрезе городов и районов республики за последние три года.

– Показатели смертности в республике год от года снижаются. В 2016 году в Башкортостане было зафиксирован самый низкий показатель в XXI веке – 12,9 промилле, как и по России в целом, – отметил вице-премьер. – Последний раз такой показатель наблюдался в 1999 году. Смертность в республике снизилась на 3,8 процента. По этому показателю Башкортостан входит в пятёрку лучших регионов Российской Федерации.

Однако в Бураевском, Балтачевском и Стерлибашевском районах республики достигнуты наихудшие показатели по смертности, превышающие средние в 1,5 и более раз.

О причинах недостижения целевых демографических показателей и мерах, направленных на их выполнение, доложили руководители Буздякского, Краснокамского, Зилаирского, Шаранского и Фёдоровского районов.

Глава Башкортостана Рустэм Хамитов подчеркнул, что через полгода состоится повторное совещание по вопросам демографии, и если ситуация не начнёт меняться, будут приняты соответствующие кадровые решения.