И. ЮМАШЕВА: Добрый вечер! Вы нас видите и слышите в прямом эфире Башкирского спутникового телевидения, телеканалов «Россия 24», «Вся Уфа», «РБК» и радиостанций «Спутник 107FM» и «Юлдаш». Это «Разговор с Главой Башкортостана Рустэмом Хамитовым». В студии Инга Юмашева.

 

Свой вопрос руководителю региона можно задать через единый телефонный центр, позвонив по телефону: (347) 292-10-05. Он будет работать вплоть до окончания прямого эфира программы.

 

Сегодня вопросы прозвучат из разных районов и городов республики. Выездные студии работают в Стерлитамаке и Нефтекамске, в Кумертау и Октябрьском, в Баймаке и селе Янгантау. Все поступившие вопросы будут обработаны, а наиболее интересные и актуальные из них озвучены во время прямого эфира.

 

Итак, мы начинаем. Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов. Добрый вечер, Рустэм Закиевич!

 

Р. ХАМИТОВ: Добрый вечер!

 

И. ЮМАШЕВА: Мы получили огромное количество вопросов. Среди них много актуальных и острых. Письма поступали на почты республиканских телеканалов. Их число превысило 10 тысяч. И в студии с вопросами от своих зрителей представители телеканалов БСТ – Азамат Альмухаметов, «Вся Уфа» – Алина Сулейманова, «Россия-Башкортостан» – Элла Курильская, «РБК-Уфа» – Руслан Рахимов.

 

Рустэм Закиевич, как прошёл Ваш день? Какими событиями он был насыщен?

 

Р. ХАМИТОВ: Сегодня обычный рабочий день. Было много совещаний, обсуждений самых разных. В целом неделя достаточно сложная. Понедельник – день оперативок, во вторник я работал в Москве, в Администрации Президента, в среду был целый комплекс совещаний.

 

Сегодня мы много времени посвятили тому, чтобы обсудить и подготовить план реализации интересного проекта для Уфы и Башкортостана – создания исторического парка. Это такая территория, где будет исторический музей и интерактивно представлена история страны и республики.

Всё это будет очень красочно и интересно. Думаю, что в этом году мы должны будем успеть сделать такой проект. На самом деле это будет хорошим шагом в развитии музейного, познавательного движения у нас в республике.

 

Сегодня вечером я улетаю в Москву. Завтра будет коллегия Министерства энергетики Российской Федерации. Там я буду выступать по вопросам развития химической, энергетической промышленности, строительства новых предприятий. Будет встреча с вице-премьером России Аркадием Владимировичем Дворковичем. То есть обычная, большая трудовая неделя.

 

И. ЮМАШЕВА: Уже понятно, где территориально будет располагаться этот исторический комплекс?

 

Р. ХАМИТОВ: Да, мы планируем разместить этот комплекс на территории ВДНХ.

 

Хорошо, что у нас есть такая площадка, на которой мы можем разместить не только этот музей. В перспективе там разместится и музей современного искусства. Мы там будем размещать музейный комплекс, посвященный технике, оборудованию.

Будем планировать площадки для ребятишек, которые, придя туда, могут увидеть технику как предыдущих лет, так и самую современную. Думаем, что сможем там разместить самого разного рода интересные территории для детей, школьников и взрослых. Всё это будет познавательно, современно.

 

Думаю, что в ближайшие три года ВДНХ преобразуется из заурядного торгового центра в интересный, современный музейный, исторический, культурный, познавательный, развлекательный центр, причём масштабный и, самое главное, дающий людям возможность увидеть в том числе и будущее.

 

И. ЮМАШЕВА: Перейдем к вопросам от зрителей канала БСТ. Азамат, вам слово.

 

А. АЛЬМУХАМЕТОВ: Спасибо. Очень много вопросов от зрителей относительно паводка. Вы неделю назад побывали в Хайбуллинском районе, который в числе других оказался в снежной западне. Мы сегодня находимся в ожидании следующей напасти – паводка. Зрители интересуются, все ли службы готовы, чтобы минимизировать ущерб населению от наводнения?

 

Р. ХАМИТОВ: Сегодня половодье развивается нормально, достаточно спокойно. Хотя, конечно, были заторы на нескольких реках. В частности, на Чермасане была подтоплена нижняя часть села в Чекмагушевском районе. Но в целом на данную минуту ситуация нормальная, спокойная.

 

Конечно, мы понимаем, что было много снега. Были риски, связанные с заторами на наших реках. Мы всех «построили» и заставляем очень бдительно относиться к тому, что происходит на наших водных объектах. Думаю, что справимся.

 

Сегодня наши водохранилища могут принимать талую воду в достаточно большом объёме и этим самым срезать пик половодья. Но в то же время, если на таяние снега наложатся дожди и ещё придёт хорошее тепло (а следующая неделя ожидается тёплой), то рост уровня воды на реках может быть достаточно значимым.

 

А. АЛЬМУХАМЕТОВ: Чего же людям ожидать?

 

Р. ХАМИТОВ: Во-первых, на сегодняшний день те, кто находится в паводкоопасной зоне, предупреждены. Люди знают, что делать, куда уходить, если вода будет подниматься. В паводкоопасных зонах не останется стариков, детей, ветеранов, беременных женщин – все они будут заранее эвакуированы. Что касается сохранения имущества, то здесь есть разные варианты, в том числе патрулирование МЧС и МВД. Но думаю, что людям не нужно будет покидать дома, и уровень воды не будет таким большим, чтобы эвакуировать всех и вся.

 

На самом деле, конечно, наша республика в этом году находится в паводкоопасной ситуации. И мы постараемся сделать всё, чтобы это время прошло достаточно благополучно.

Обращаюсь к тем, кто нас слышит, к проживающим вдоль тех рек, где вода может быстро подниматься. Пожалуйста, будьте бдительны, слушайте сообщения. Реагируйте на то, что говорят местные власти, и ведите себя осмотрительно.

 

А. СУЛЕЙМАНОВА: Рустэм Закиевич, конечно, самый главный вопрос, который задавали жители республики, – это состояние дорог. Это лидер среди всех вопросов, которые поступили на «Прямую линию» и поступают сейчас в call-центр. Наши жители спрашивают, когда у нас всё-таки не будет тормозиться вопрос о внедрении гарантийного обслуживания дорог. Действительно, у каждой ошибки есть фамилия, имя и отчество. Почему бы тогда на отремонтированном участке дороги не ставить баннеры с указанием названия предприятия, которое за него отвечает и фамилии директора этого предприятия? Как Вы считаете?

 

Р. ХАМИТОВ: Что касается баннеров, я «за» двумя руками. Безусловно, когда строится какой-нибудь жилищный или социальный объект, всегда есть табличка или плакат, на котором написаны все координаты того, кто строит. На наших дорогах надо действовать точно так же.

 

Вопрос дорог, действительно, в этом году стоит остро не только в нашей республике, но и в целом по стране. Дело в том, что зима была тёплой, было очень много переходов через 0°C: плюс – минус. Это самая плохая ситуация для автомобильной дороги, когда тающая вода попадает в трещины, потом замерзает, разрывает полотно. Но это не оправдание. Конечно, я уже говорил о том, что все уровни власти должны извиниться перед людьми за то, что дороги в таком состоянии.

 

По тому, что за последние четыре-пять лет смогли сделать по ремонту и строительству новых дорог, мы имеем неплохую ситуацию. Я недавно ездил в Хайбуллинский район: туда – почти 600 км, обратно – 600 км. По разным дорогам ездили, видели хорошие, плохие, отвратительные участки. Сами колесо пробили на одной из ям, кочек. Конечно, сейчас задача – быстро залатать те дыры, которые есть. Это первое и самое простое. Такую работу в течение апреля и первой половины мая надо сделать.

 

Второе. Конечно, мы должны продолжать активно работать над тем, чтобы строить нормальные дороги. Здесь у нас, наверное, самые большие проблемы: строят плохо, не из того материала, который нужен, контроль за строительством дорог осуществляется не в достаточном объеме. Просто-напросто развелось много шабашников, которые не владеют технологиями, не умеют строить, но, тем не менее, «выходят» на дороги, побеждают каким-то образом в конкурсах и т.д.

 

Хотя и среди крупных компаний тоже есть бракоделы. Могу сказать, что таким компаниям, как «Дортрансстрой», «СУ-820», «Башкиравтодор» – это сегодня лидеры дорожного строительства, – надо пересмотреть своё отношение к тому, как они работают и строят.

Глядя на эти крупные компании, «мелочёвка», извините меня за это слово, те, которые по полкилометра строят и каким-то образом влезли в эти конкурсы, тоже ведут себя плохо, если не сказать отвратительно. Это второй вопрос по качеству работ, который нужно по-настоящему улучшать.

 

Третье – нужны современные технологии. У нас нет этого.

 

Нет современных заводов, которые бы готовили нормальную асфальтобетонную смесь. Нет нормальных добавок в асфальтобетон, которые помогали бы сопротивляться этим переходам через 0°C и сохранять дороги. У нас вместо высокопрочного щебня кладут туда гравий, глину подмешивают. Экономят, воруют.

В этой части работы по наведению порядка на дорогах ещё очень много. Один я не справлюсь. Наш госкомитет по дорожному строительству в одиночку эту задачу тоже не решит. Поэтому мы все вместе – и те, кто у экранов, и автомобилисты, любители, профессионалы – все должны включиться в работу по наведению порядка на наших дорогах. Эти транспаранты с указанием того, кто строит, должны быть, и мы с этого года будем требовать. Это первое.

 

Второе. Любая форма общественной активности, которая направлена на улучшение ситуации на дорогах, будет поддерживаться. При этом очень важно, чтобы это были современные методы с использованием камер, коммуникаций, показом того, что происходит на дорогах. Всё это должно быть оперативным. Дорожники должны понимать, что сытное и беззаботное время для них завершилось. Пусть они поднапрягутся, затянут пояса и наведут порядок на наших дорогах, потому что действительно стыдно, неприятно, опасно. Мы в такой ситуации не можем находиться.

 

Меня пытаются успокаивать мои коллеги: «Вы знаете, в соседних регионах ещё хуже». Неважно! Это дело соседних регионов. Главное, чтобы у нас в республике были хорошие, нормальные дороги. Сколько мы уже копий сломали вокруг этого дела, с одной стороны, но с другой стороны, думаю, что общими усилиями мы обязаны навести порядок. И мы его наведем. Это сложная задача. Это накапливалось десятилетиями – отставание в технологиях, в умении строить.

 

Мне не хочется дальше развивать эту тему, потому что, когда я говорю о плохих дорогах, тоже завожусь и могу сказать резковато о ком-то.

 

Но ситуация именно такова, что мы не имеем права держать наши дороги в таком состоянии. Это позор.

Те, кто отвечает за состояние дорог в городах, районах, населённых пунктах, обязаны меня услышать. Не позорьтесь! Сами себя не позорьте, и нас, республиканскую власть, не позорьте.

 

У нас ещё есть федеральные дороги. Есть Управление по содержанию федеральных дорог М-5, М-7 и дороги «Уфа – Оренбург», которая идёт на юг нашей республики. Там тоже плохо. Я только сегодня говорил с руководителем Федерального дорожного агентства, у нас был сложный разговор, мягко скажу. Обещают исправиться, ремонты провести. М-5 сегодня, как после бомбёжки: люди не знают, доедут или не доедут, не из-за того, что там интенсивность движения высокая, а из-за того, что дорога невероятно плохая. Безусловно, от федеральной власти мы тоже будем требовать наведения порядка на этих 600-700 км, которые есть.

 

Реально мы занимаем пятое или шестое место в России по протяжённости дорог. У нас их 50 тысяч км. Экватор земного шара – 40 тысяч км. Ещё у нас есть частные, второстепенные дороги – 5-7 тысяч км. Протяжённость наших дорог – полтора экватора. Это колоссальный объём. С одной стороны, это очень хорошо, но с другой стороны, содержать всё это сложно. Будем наводить порядок.

 

Э. КУРИЛЬСКАЯ: Рустэм Закиевич, если дороги лидируют по нынешним вопросам от жителей республики, то, наверное, на втором месте – ветхое жильё. «Из аварийного жилья не переселяют, дома не сносят!» Огромное количество вопросов. Как республика будет решать эту проблему? Какие меры будут приниматься?

 

Р. ХАМИТОВ: Не соглашусь, что работа в этой части не ведётся. Более того, у нас есть пятилетняя программа, которая предполагает, что мы построим порядка 380 тысяч кв. м для того, чтобы людей переселить из ветхого и аварийного жилья. Это федеральная программа. Кроме того, у нас есть ещё своя республиканская программа, которая тоже немаленькая. Она предполагает, что мы переселим почти 35-36 тысяч человек из аварийного и ветхого жилья. Но этой программой предусмотрено, что переселять будем тех, кто на 1 января 2012 года признан нуждающимся в этой части и кто живет в аварийном доме.

 

Пока мы переселяем большую часть людей, на подходе уже другие дома, которые тоже становятся аварийными. Мы недавно смотрели ситуацию по Уфе – реально мы сможем переселить около тысячи аварийных и ветхих домов, но на очереди ещё останется столько же. И эта федеральная программа, конечно же, требует своего дальнейшего продолжения. Имеется в виду снабжение деньгами, организационные моменты. Только наша республиканская программа не справится с такой глобальной огромной работой. Но в целом мы сейчас идём в нужном направлении.

 

Те, кто попал в программу переселения, в обязательном порядке получат жильё. Это даже не обсуждается.

Уверен, что государство будет делать следующие шаги по наращиванию этой программы до 2020 года, ещё лучше до 2025 года.

 

Деваться некуда. Людям в таких условиях жить невозможно. В центре Уфы есть дома, которые не оборудованы ни сантехникой, ни канализацией, воды нет. Конечно, в таких домах жить нельзя.

 

Р. РАХИМОВ: Рустэм Закиевич, вопрос от бизнеса. Много жалоб поступило по кадастровой стоимости земли. Она с нового года выросла в десятки раз. Соответственно, в десятки раз выросли налоги. Бизнес спрашивает, может ли местное правительство на своём уровне в это сложное время как-то помочь местному предпринимательству?

 

Р. ХАМИТОВ: В это сложное время, с одной стороны, Правительству надо получать дополнительные доходы для того, чтобы выполнять все социальные обязательства, которые перед нами стоят, в том числе и дороги, и больницы, и школы, и всё остальное. А с другой стороны, конечно, мы обязаны создать нормальные, хорошие условия для работы нашего бизнеса.

 

Речь о кадастровой стоимости земли иногда политизируется. На самом деле, те, кто хотел бы иметь справедливую цену, поступает просто: идут в суд, оспаривают эту кадастровую стоимость и порой получают хорошие скидки или приведение ситуации к той, которая должна быть по их мнению. Но здесь есть оборотная сторона. Дело в том, что с этими судами начали перебарщивать. Действительно, этих судов на сегодняшний день много. И перебарщивают крупные промышленные гиганты, которые реально могли бы и должны наполнять нашу казну. Там у нас идёт жёсткий и порой непримиримый спор, какой должна быть стоимость земли и какие должны быть налоги по этой земле.

 

Мы знаем ряд предприятий, которые имеют очень хорошую ситуацию по доходам, по прибыли, но не хотят помогать ни городам, ни нашему бюджету. Там мы стоим достаточно жёстко.

Малый бизнес погоды здесь не делает. Во-первых, земельной собственности мало у людей. Редко они обращаются по кадастровым вопросам. Там вопросы имущественного плана: строения, помещения. Таких вопросов достаточно много. По малому бизнесу вопросов нет – мы должны помогать «малышам». Всё, что у нас есть, мы должны делать для того, чтобы им работалось хорошо. Они могут исправить экономическую ситуацию. Не у «крупняка», не у крупнейшего бизнеса – тот уже вышел на полную мощь и работает, – а у «малышей» есть потенциал к росту. Мы обязаны им помогать. И мы им помогаем. Но если у кого-то – обращаюсь прежде всего к представителям малого бизнеса – есть вопросы по кадастровой стоимости земли, не стесняясь, а) пишите, б) доказывайте в разного рода инстанциях, боритесь за свою правоту и за то, что вы считаете справедливым.

 

И.ЮМАШЕВА: Спасибо, Рустэм Закиевич. Напоминаю, что сегодня вопросы прозвучат из разных районов и городов республики. Сейчас на прямой связи Стерлитамак и корреспондент БСТ Максим Окунев. Здравствуйте, Максим! Вам слово.

 

М. ОКУНЕВ: Добрый вечер! Стерлитамак – второй по величине город региона и наряду с Уфой лидирует по количеству вопросов к Главе Башкортостана. В последние годы наиболее остро в Стерлитамаке стоит проблема долевого строительства. Много вопросов именно на эту тему. У нас есть гости, обманутые дольщики. Пожалуйста, вам слово.

 

Т. КИРЕЕВА: Здравствуйте, Рустэм Закиевич! Меня зовут Киреева Татьяна Петровна. Я обращаюсь от лица обманутых дольщиков «Башстроя». Наша проблема Вам хорошо известна. Мы её озвучили при личной встрече с Вами в июне 2015 года. После встречи с Вами, спасибо за неё, мы почувствовали какую-то динамику, пошли изменения и хорошие тенденции со стороны наших правленцев. Но результатов мы пока не видим. Наша дорожная карта не выполняется, сроки не соблюдаются. Мы хотели бы спросить, есть ли какие-то пути решения наших вопросов? Если они есть, то мы можем присовокупить и свои решения, которые помогут выйти из создавшейся ситуации и нам, и жителям «Лазурного» по поводу строительства школы. Можем ли мы озвучить свои предложения при личной встрече? И состоится ли совещание 14 апреля с участием вице-премьера Нагорного? Будут ли решаться наши вопросы? Потому что люди настрадались, больно смотреть. Разрушаются людские судьбы. Мы благодарим Вас за встречу. Надеемся ещё на такую же встречу и обращаемся к Вам за помощью.

 

И. ЮМАШЕВА: Я добавлю. Рустэм Закиевич, проблемы обманутых дольщиков решаются, и сразу же появляются новые проблемы. Может быть, проблемы в непонятных для населения правилах игры? Или в неудачных законах о строительстве? Как Вы считаете?

 

Р. ХАМИТОВ: Знаете, и то, и другое. Я работаю с июля 2010 года, скоро шесть лет. Буквально за первые три-четыре года нам удалось решить проблему 3,5 тысяч обманутых дольщиков. А на сентябрь 2010 года именно такое количество людей было обмануто недобросовестными застройщиками. Некоторые из них, может быть, заблуждались, когда брались за такую большую работу – строить дома. Но факт остаётся фактом. Мы построили почти 30 домов и переселили туда 3,5 тысячи человек. Огромная цифра!

 

Но ряд задач мы не смогли решить. Это даже не задачи, а проблемы. По «Башстрою», той ситуации, которая сложилась в Стерлитамаке, дело в том, что это даже не обманутые дольщики. Просто мошенник собрал с людей деньги, обещал рассчитаться с ними квартирами в новом строящемся микрорайоне и ничего не сделал. Сегодня мы видим эту ситуацию такой, какая она есть. Люди страдают.

 

Мы ищем варианты, Татьяна Петровна. Лобового решения проблемы нет. Мы не можем взять деньги из бюджета или внебюджетных источников и построить вам дом. У вас ведь даже договоров долевого участия на руках нет. У вас есть договоры на приобретение квартир, но они не связаны со строительством какого-либо дома.

 

Поскольку это прямой эфир, сейчас мы не будем вдаваться в правовые тонкости, которые возникли. Давайте ещё раз встретимся у меня, у вице-премьера, который отвечает за строительство.

 

Будем встречаться до тех пор, пока не найдём решения. Но строить вам дом на площадке, которая предназначена для строительства школы и детского сада, – не лучшее решение.

Там ведь тоже строится большой микрорайон. Там нужна школа на тысячу мест. Там нужен детский сад. И мы не можем, решая одну проблему, создать другую. Это совершенно недопустимо.

 

В ближайшее время ещё раз встретимся. Если у вас есть разумные, нормальные, правильные предложения, обсудим, постараемся найти решение. Для себя поставим задачу: в 2016 году найти решение, а в 2017 году этот вопрос, который возник из-за бессовестных действий мошенника, мы должны решить.

 

И. ЮМАШЕВА: Спасибо. У нас есть возможность услышать еще один вопрос из Стерлитамака. Максим, пожалуйста.

 

М. ОКУНЕВ: Кроме стерлитамакцев, сюда приехали жители других населённых пунктов. У нас есть гость из Ишимбая. Пожалуйста, представьтесь.

 

А. КОСТЫЛЕВ: Добрый вечер, Рустэм Закиевич. Меня зовут Алексей Костылев, я житель города Ишимбай. Сегодня в Ишимбае наиболее остро стоит проблема с мостом, который соединяет город Салават и город Ишимбай через реку Белая. Сейчас там ведётся капитальный ремонт, и во время часа пик, когда люди едут с работы утром и вечером, соответственно возникают огромные пробки, где людям приходится стоять по полтора-два, а то и более часов. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу? Держите ли Вы этот вопрос на своём контроле?

 

Р. ХАМИТОВ: Мост в этом году мы отремонтируем. Сегодня открыты две полосы, я там сравнительно недавно был. Одна полоса уже отремонтирована, вторую половину моста мы отремонтируем в этом году.

 

Там есть рядом старый мост, построенный еще почти в военные годы. Летом этого года завершится обследование этого моста. На самом деле, он, конечно, аварийный. Его нельзя эксплуатировать ни при каких обстоятельствах в таком виде, в котором он сейчас существует. Даже маленькие машины нельзя по нему пропускать – это очень опасно. Мы знаем, в России уже были случаи, когда проваливались мосты. Мы не хотим оказаться в такой ситуации. Мы ещё раз исследуем и посмотрим: если он ремонтопригоден – отремонтируем и его, если нет – будем сносить. Пока будем пользоваться мостом, который есть на сегодняшний день, имея в виду, что на перспективу там обязательно надо достраивать ещё две полосы для того, чтобы не было пробок.

 

Сегодня тему автомобилизации мы поднимали. Ещё раз хочу сказать, у нас в республике 1,2 млн автомобилей. У нас сегодня почти каждый третий имеет автомобиль, и эта тенденция дальше будет нарастать. Сегодня цены высокие, но экономика всё равно выправится, ситуация нормализуется, и у людей будут деньги, чтобы покупать машины. Поэтому мы обязаны и дороги содержать в хорошем состоянии, и мосты строить.

 

Эту ишимбайскую историю я знаю и держу её на контроле. Так что этим летом мост отремонтируем.

 

И. ЮМАШЕВА: Спасибо, Рустэм Закиевич. Спасибо, Максим. Это было прямое включение из Стерлитамака.

 

Я напоминаю: (347) 292-10-05 – номер телефона, по которому жители региона могут задать свой вопрос руководителю Башкортостана. В едином телефонном центре работает специальный корреспондент БСТ Альбина Хайруллина. Альбина, здравствуйте. Много ли вопросов и какова статистика звонков?

 

А. ХАЙРУЛЛИНА: Добрый вечер, студия! Здравствуйте, Рустэм Закиевич! Наш call-центр работает уже более получаса, на данный момент наши специалисты приняли 56 звонков. Мы просим извинить нас тех, кто не может дозвониться, потому как на обработку каждого звонка требуется время. Линия действительно «горячая». Звонки раздаются со всех уголков республики, но на данный момент самые активные – это жители Уфы, а также Сибая, Салавата и Кумертау. Среди районов лидируют вопросы из Чекмагушевского и Белокатайского районов.

 

Все вопросы тематически можно разделить на несколько групп. Вот как это выглядит графически. Сейчас повсеместно вместе со снегом тает и асфальт, поэтому неудивительно, что 40 процентов звонящих беспокоит благоустройство дорог. 17 процентов вопросов касаются проблем ЖКХ. Практически в равных долях – по 13 процентов – в общем потоке вопросы тех, кто интересуется качеством и сроками строительства жилья, а также развитием сельского хозяйства и промышленности. Далее по популярности идут вопросы, касающиеся развития спорта, безработицы, общественного транспорта, выделения бесплатных земельных участков.

 

Сейчас кому-то из тех, кто находится на связи с нами, удастся задать свой вопрос лично Рустэму Хамитову. Предлагаю вывести один из звонков в студию.

 

Р. ХАМИТОВ: Здравствуйте! Добрый вечер!

 

Р. САХАУВА: Рустэм Закиевич, здравствуйте! Здравствуйте студия! Меня зовут Сахаува Ралия Янгировна. Я звоню из города Янаул. У нас в семье трое детей. Мы стоим в очереди на получение бесплатного земельного участка с декабря 2013 года. Землю мы до сих пор так и не получили. В какие сроки должны предоставляться эти земельные участки? Кто контролирует эту систему? Спасибо.

 

И. ЮМАШЕВА: Рустэм Закиевич, добавлю, что согласно присланным вопросам проблема земельных участков актуальна для всех районов республики.

 

Р. ХАМИТОВ: Действительно, начиная с 2012 года началась работа по предоставлению земельных участков многодетным семьям, а в Республике Башкортостан ещё и семьям, имеющим детей-инвалидов. Есть первые цифры реализации этой программы. У нас в очереди многодетных – 37 тысяч семей. Еще порядка 7,5 тысяч семей, которые имеют детей-инвалидов. Итого – 45 тысяч семей нуждаются в получении участков.

 

22 тысячи многодетных семей получили участки, и 3 600 участков получили семьи, имеющие детей-инвалидов. Понятно, что это чуть больше половины того, что мы должны были сделать.

Недавно выступал Дмитрий Анатольевич Медведев и поставил задачу, чтобы к 2020 году этот вопрос был закрыт. Задача очень сложная и дорогостоящая. Ведь ценен не только участок сам по себе. Важно ещё подвести инфраструктуру: дорогу, газ, электроэнергию, воду. Мы подсчитали, что обустройство одного участка инфраструктурой требует порядка 500-700 тысяч рублей, а в некоторых случаях и 1 млн рублей. Даже если мы возьмём по минимуму: чтобы оборудовать инфраструктурой оставшиеся порядка 25 тысяч участков (да еще на тех 28 тысячах участков, которые мы выдали, тоже очень мало инфраструктуры), чтобы провести воду, электроэнергию, газ, дороги построить, нам надо около 25-30 млрд рублей. Таких денег у нас сейчас нет.

 

Мы будем исходить из следующего. Мы не сможем обеспечить на выдаваемых участках все виды инфраструктуры. Это первое.

 

Второе. Самое главное – воду и свет – мы постараемся подтащить и организовать на этих участках.

 

Третье. Всё-таки сегодня самая сложная ситуация в Уфе и Стерлитамаке. У Уфы нет своей земли, которую можно было бы выдавать многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами. Прирезаем в Кушнаренковском районе порядка 100 га. Смотрим сейчас Уфимский, Чишминский, Иглинский районы. Думаю, что, примерно 300-400 га в этих районах мы сможем прирезать к городу для того, чтобы Уфа могла распоряжаться такими участками и выдать их многодетным семьям. Это непростой вопрос. В районах, которые окружают нашу Уфу, тоже нет большого желания отдавать хорошую землю, которая расположена вдоль трасс. Часто эта земля находится в паевой, частной или муниципальной собственности.

 

Одним словом, это страшно сложная задача и с точки зрения бюрократии, решения о выделении этой земли. Кажется, земли много, раздавай всем, кто хочет, и не по 10-15 соток, а по гектару. А с другой стороны, вся наша гигантская земля обременена – либо в муниципальной собственности, либо в собственности частных лиц.

 

Но это нас нисколько не оправдывает. Мы эту работу будем продолжать ежегодно.

 

Мы сейчас выделяем примерно 5-6 тысяч участков в год. Но этого мало. Нам надо перейти на режим 10 тысяч участков в год для того, чтобы успеть выполнить до 2020 года программные установки, которые сегодня озвучены Правительством Российской Федерации.

Что касается Янаула, мне просто-напросто непонятно, почему там с 2013 года многодетные люди стоят в очереди, и до сих пор не могли получить землю. В Янауле и Янаульском районе земли много. В данном случае уверен, что глава Янаульского района слышит нас и наверняка примет меры для того, чтобы помочь тем, кто обращается к нам с этими вопросами. Будем работать, трудиться и решать.

 

И. ЮМАШЕВА: Коллеги, у нас время немного ограничено, вопросов очень много. Давайте постараемся кратко задавать. Сейчас у нас есть возможность услышать Баймак. Там работает мой коллега Айнур Кабиров. Айнур, здравствуйте! Много ли вопросов в Зауралье?

 

А. КАБИРОВ: Хәйерле кис! Башҡортостандың көньяҡ райондарында сәйәси йәһәттән әүҙем халыҡ йәшәй. Баймаҡтар ҙа шул иҫәптән. Шуға күрә, Республика Башлығының үҙенә туранан тура һорау биреү, әңгәмәләшеү мөмкинлегенән ситтә ҡалманы. Халыҡты, әлбиттә, башҡа райондар кеүек үк юлдар проблемаһы, торлаҡ-коммуналь хужалығы, мәшғүллек, социаль проблемалар борсой. Урал аръяғында йәшәүселәр, шулай уҡ, юғары тиҙлекле интернет булмауына ла зарлана. Һорауҙар күп, әлбиттә. Халыҡ уларҙы дөйөмләштереп, тотош төбәк өсөн мөһим проблемаларҙы күтәреп сығарырға ҡарар итте. Хәйер, һүҙҙе уларҙың үҙҙәренә бирәйек. Әйҙәгеҙ, Һеҙҙең менән. Хәйерле кис, үҙегеҙ менән таныштырып үтегеҙ һәм ниндәй һорау Һеҙҙе бында килергә мәжбүр итте?

 

(перевод: Добрый вечер! В южных районах Башкортостана живет политически активный народ. Баймакцы в том числе. Поэтому они тоже не остались в стороне от возможности напрямую задать вопросы Главе республики. Конечно, население, как и в других районах, волнуют проблемы дорог, ЖКХ, занятости, социальные вопросы. Жители Зауралья также жалуются на отсустствие высокоскоростного интернета. Вопросов много, конечно. Люди решили их обобщить и поднять важные для всего региона проблемы. Передаем слово им. Добрый вечер! Давайте познакомимся. Какой вопрос заставил Вас прийти сюда?)

 

Р. ЯНЧУРИН: Хәйерле кис, Рөстәм Зәки улы! Мин Баймаҡ халҡы исеменән Һеҙгә ҡайнар сәләмемде еткерәм. Мин Темәс ауыл биләмәһе башлығы Янсурин Рауил Хөрмәт улы булам. Минең һорауым былай булыр: бөгөнгө көрсөк шарттарында республиканың көньяғын социаль-иҡтисади яҡтан үҫтереү мөмкинлектәрен нисек баһалайһығыҙ? Был төбәктә эре сәнәғәт предприятиелары юҡ, матди-техник базалары иҫкергән, Урал аръяғы программаһы артабан ниндәй йүнәлештә эшләр икән һәм иң тәү нәүбәттә, ниндәй йүнәлешкә иғтибар биреләсәк?

 

(перевод: Добрый вечер, Рустэм Закиевич! Передаю Вам горячий привет от имени баймакцев. Я глава Темясовского сельсовета Янчурин Равиль Хурматович. У меня вопрос такой. Как в условиях кризиса Вы оцениваете возможности социально-экономического развития юга республики? В этом регионе отсуствуют крупные промышленные предприятия, устарела материально-техническая база. В каком направлении будет работать программа Зауралья в дальнейшем и каким направлениям будет уделено внимание в первую очередь?)

 

А. КАБИРОВ: Рәхмәт! Өфө?

 

(перевод: Спасибо! Уфа?)

 

Р. ХАМИТОВ: Рәхмәт! Хәйерле кис, Рауил Хөрмәт улы! Урал аръяғында йәшәгән халыҡҡа ҙур итеп сәләм Өфө ҡалаһынан! Бәлки, мин рус телендә яуап бирермен.

 

(перевод: Спасибо! Добрый вечер, Равиль Хурматович! Большой привет Зауралью из Уфы! Позвольте я отвечу на русском языке)

 

Добрый вечер, дорогие зауральцы! Я только вернулся из большой командировки по нашему Зауралью. Хочу сказать, что программа по развитию Зауралья нами продлена до 2020 года и обязательно будет реализована. Предполагается строительство новых объектов: и социальных, и промышленных.

 

Наша задача – помочь людям стать в хорошем смысле предприимчивыми, умеющими самостоятельно работать, находить новые ниши для экономической работы и получать новые результаты.

У меня есть в голове цифры, которые мы предполагаем реализовать до 2020 года. Не хочу их озвучивать. Они большие – только инвестиций десятки миллиардов рублей. На самом деле важны не эти цифры. Важно, чтобы люди начали работать, стали верить в свою перспективу и смогли реализовать себя. Это очень важно.

 

Мы знаем, что по части помощи малому предпринимательству, малому бизнесу Зауралье сегодня лидирует. И мы сознательно туда, в наши зауральские муниципалитеты направляем значительную часть поддержки малым предпринимателям: самое разное микрофинансирование, кредитование. Постоянно осуществляется учёба предпринимателей Зауралья. Всё это, надеюсь, даст хорошие, нормальные результаты. Нисколько не сомневаюсь в том, что экономическая ситуация в Зауралье будет улучшаться.

 

Меня и Правительство это волнует и с той точки зрения, что довольно много людей уезжает из Зауралья. Вообще говоря, миграция из наших сельских районов велика. На днях смотрел статистику по 2015 году: наши города приросли населением, а все сельские районы теряют людей. Причём такие интересные районы – Баймакский, Абзелиловский, Зианчуринский, Хайбуллинский, где высокая рождаемость, идут с минусом с точки зрения населения. Даже Сибай потерял два процента населения по отношению к 2014 году. Конечно, это очень сложная ситуация.

 

Мы знаем, что процесс урбанизации в республике идет. Это естественный процесс. У нас почти 40 процентов населения живёт в сельской местности. В России –25 процентов. У наших соседей-челябинцев – 15 процентов живёт на селе. В Свердловской области тоже 15 процентов. И этот процесс будет идти. Но нам надо держать ситуацию таковой, чтобы были рабочие места в сельской местности, чтобы люди могли трудоустраиваться. Поэтому программу по развитию Зауралья будем развивать и продвигать. Рәхмәт!

 

(продолжение следует)