Уважаемые коллеги! Хәйерле көн! Добрый день!

Мы начинаем заседание Правительства Республики Башкортостан. Вопрос – итоги социально-экономического развития республики за первое полугодие 2018 года. Мы дадим оценку работе Правительства республики за первое полугодие, обсудим ключевые задачи, основные проблемы и пути их решения.

В мае Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил в своём Указе ключевые направления и стратегические приоритеты развития страны на ближайшие шесть лет. На регионы возлагается серьёзная ответственность за достижение показателей Указа. Их, как вы знаете, достаточно много, несколько десятков. Они охватывают экономику, науку, демографию, здравоохранение, культуру, молодёжную политику и т.д.

На прошлой неделе, 17 августа мною подписано распоряжение о закреплении персональной ответственности членов Правительства республики за выполнение Указа Президента Российской Федерации. Спрос будет по всем пунктам, коллеги, так что настраивайтесь на серьёзную работу.


Нужно привести в соответствие с майским указом Стратегию социально-экономического развития республики до 2030 года. Эти поправки нужны, причём надо сделать это быстро. Все государственные программы, отраслевые дорожные карты должны также разрабатываться исключительно в русле этого главного для нас документа.


Основной целевой ориентир для Башкортостана – постоянно быть в десятке регионов-лидеров страны. Потенциал, ресурсы для этого у нас есть. Результаты первого полугодия в целом подтверждают эффективность реализуемой нами политики. В республике обеспечена положительная макроэкономическая динамика, сохранена финансовая устойчивость. Во многих отраслях достигнуты значимые успехи.


Промышленное производство развивается темпами, опережающими средние по стране. Рост за шесть месяцев превысил три процента. Продолжается строительство социальных объектов, в том числе приуроченных к 100-летию республики.


Обеспечена сбалансированность бюджета, укрепляется налоговый потенциал. За первое полугодие в бюджет поступило более 114 млрд рублей доходов. Это на 21 млрд рублей больше, чем в прошлом году. Это один из самых высоких темпов роста в стране. В рейтинге регионов по этому показателю мы за год поднялись с 60-х позиций на второе место в стране.


Опережающая динамика более чем на 30 процентных пунктов достигнута в том числе благодаря поступлению в бюджет налога на прибыль от компании «Башнефть». Также ощутимо – на 1,6 млрд рублей – увеличились поступления по налогу на доходы физических лиц.


При этом выросла нагрузка на местные бюджеты. Предлагаю для поддержки муниципалитетов дополнительно передать 40 процентов поступлений от налога, взимаемого по упрощённой системе, в бюджеты городских округов. Это даст им ещё не менее 1,7 млрд рублей дохода, в том числе по Уфе это увеличение составит 1,4 млрд рублей. Соответствующий проект закона осенью будет внесён в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан.


Улучшается ситуация в сфере торговли, услуг и туризма. Оборот розничной торговли увеличился почти на четыре процента. Уровень инфляции второй год подряд держится на историческом минимуме – 1,7 процента.


По итогам полугодия среднемесячная заработная плата выросла на 10,4 процента. Сейчас она практически достигает 33 тысяч рублей.


Под особым контролем находится ситуация с занятостью населения. Сокращается безработица, растёт число заявленных работодателями вакансий.


В целом активность малого и среднего бизнеса, оживление на рынках товаров и услуг, другие показатели отражают постепенное повышение уровня жизни населения. А это, конечно же, главное, к чему мы с вами стремимся.


При этом есть определённые вопросы, которые замедляют темпы роста экономики, развитие социальной сферы в республике.


В первую очередь, это продолжающееся ухудшение ситуации в инвестиционной сфере. За первое полугодие инвестиции, по предварительным данным, сократились почти на четыре процента и составили 90 млрд рублей. По сравнению с прошлогодним падением, когда оно составило почти 30 процентов, можно сказать, что темп ухудшения ситуации снизился. Тем не менее даже с учётом низкой базы любое сокращение в этой сфере не может нас устраивать. Это действительно системная проблема, системный вопрос. И пока я не вижу сколь-либо серьёзных движений в нормализации ситуации в этом направлении.


Крупные предприятия республики планируют нарастить свои капитальные вложения, и к концу года всё-таки можно ожидать улучшения общей ситуации. Но надо держать всё под контролем, работать в ручном режиме. Других вариантов действий у нас с вами просто нет.


Строительный сектор. Показатели снизились на 22 процента. По вводу жилья мы занимаем второе место в Приволжском федеральном округе. Введено 870 тысяч кв. м – это минус почти 15 процентов. Понятно, что в прошлом году у нас была высокая база, произошло снижение запросов рынка. Всё это так. Но у нас с вами задача – увеличивать объёмы ввода жилья. Этого требует руководство страны. Этого ждут люди, десятки тысяч семей, для которых жилищный вопрос до сих пор не решён.


Нам нужно строить дешевле. Цены, конечно, очень высоки, и наше население просто не справляется с такими финансовыми показателями. Надо строить качественно. Надо поддерживать развитие индивидуального строительства. Нужны новые подходы для того, чтобы продвигать отрасль вперёд.


Строительство жилья важно и с точки зрения улучшения демографической ситуации в республике. Пока нет крыши над головой, молодежь, понятное дело, не стремится заводить детей, а детишки нам нужны. В республике для нас это очень важный вопрос.


Пока мы видим, что идёт снижение рождаемости – родилось почти на 900 детей меньше по сравнению с январем-июнем прошлого года. И это несмотря на принимаемые меры по поддержке молодых семей и в целом усиления семейной политики.


Продолжается рост смертности населения. Хотя, казалось, эту тенденцию нам почти удалось преодолеть. Нет, пока, к сожалению, рост смертности есть. Не такой большой. По этим показателям мы тоже в числе неплохо выглядящих в целом регионов на российском уровне. Но эта тема на сегодняшний день не решена. Нужны ещё какие-то дополнительные меры, чтобы улучшать ситуацию.


Мы должны задать себе вопрос. Почему основные макроэкономические и социальные показатели растут, уровень жизни населения, исходя из статистических данных, не сильно, но тем не менее повышается, а миграционный поток, миграционная убыль ухудшается? Уезжают из республики молодые специалисты. Эта ситуация, конечно, не может нас не беспокоить.


Завершая своё выступление, ещё раз скажу о приближающемся 100-летии республики. Работа по юбилейным объектам должна быть выполнена в срок. Запланирована культурная программа не только здесь, у нас в Башкортостане, но и за пределами республики. Будем презентовать регион в рамках крупных, в том числе международных мероприятий. Эти события должны быть масштабными и запомниться каждому жителю республики.


В целом, коллеги, требую от всех и каждого полной мобилизации, ответственного отношения к решению поставленных задач. По-другому их не решить. Перекладывать вопросы, которые закреплены за вами, на соседа не получится. Будет персональный спрос с каждого.



***


Заместитель Премьер-министра Правительства РБ – министр земельных и имущественных отношений республики Евгений Гурьев рассказал об итогах деятельности Правительства по развитию промышленности, инвестиционного и предпринимательского потенциала, внешнеэкономического сотрудничества, земельно-имущественных отношений.


Вице-премьер отметил, что промышленный сектор республики в первом полугодии 2018 года в целом продемонстрировал положительные результаты. Так, индекс промышленного производства составил 103,1 процента. Наилучшие результаты показали предприятия по производству транспортных средств и оборудования, мебели, лекарственных препаратов, бумаги и бумажных изделий, предоставлению услуг в области добычи полезных ископаемых.


Евгений Гурьев напомнил, что Башкортостан в числе семи пилотных регионов является участником федеральной программы по повышению производительности труда, в которую вошли 16 республиканских предприятий. На двух из них уже удалось вдвое увеличить скорость производственного цикла, полностью исключить сверхурочные работы, снизить межоперационные запасы. Рост производительности превысил пять процентов. Следующим шагом должно стать увеличение производительности труда в целом по республике на пять процентов в год, а также расширение количества участников программы.


По словам Евгения Гурьева, с начала года количество субъектов малого и среднего бизнеса в республике выросло на 950 единиц – до 140,6 тысячи. В этом году на господдержку предпринимательства направлено почти 400 млн рублей. При этом численность жителей республики, занятых в сфере предпринимательства, до конца года планируется увеличить с 415 до 417 тысяч человек.


Внешнеторговый оборот республики в январе-июне 2018 года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом вырос на 10,5 процента – до 2,68 млрд долларов. При этом объём несырьевого неэнергетического экспорта, который является ключевым показателем в рамках реализации майского Указа Президента России, увеличился на 23,8 процента. До конца года планируется принять региональный проект, нацеленный на развитие экспорта в республике.


В своём выступлении вице-премьер Правительства затронул тему тарифной политики. По его словам, рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги в среднем по республике не превысил 5,9 процента. При этом со следующего года в числе коммунальных услуг появится новая – по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. До конца года в регионе планируется установить единый тариф, который включит в себя затраты по вывозу, сортировке, захоронению, обезвреживанию ТКО.


Объём инвестиций в основной капитал в первом полугодии составил 96 процентов к январю-июню прошлого года. Тем не менее по итогам года республика планирует достичь по этому показателю прогнозного значения – 100,6 процента. В частности, ожидается завершение реализации шести приоритетных инвестпроектов. Общий объём инвестиций по ним составляет 58,6 млрд рублей, предполагается создание 577 новых рабочих мест.


Заместитель Премьер-министра Правительства РБ – министр сельского хозяйства региона Ильшат Фазрахманов представил основные результаты работы агропромышленного комплекса республики.


В первом полугодии валовое производство сельхозпродукции формировалось преимущественно за счёт животноводства. Несмотря на трёхпроцентное сокращение поголовья крупного рогатого скота, объёмы производства товарного молока удалось сохранить на уровне прошлого года.


Во втором полугодии достижение целевых показателей планируется обеспечить за счёт урожая зерновых (около 3 млн тонн), сахарной свеклы (1 млн тонн), а также роста производства высокомаржинальных сельхозкультур, которые в этом году засеяны на 120 га, что в три раза превышает посевные площади 2017 года.


Объём экспорта продукции АПК республики за пять месяцев превысил 40 млн долларов. Приоритетными направлениями экспорта являются масложировая продукция, сахар, биопрепараты и зерно. В частности, в этом году будет запущена переработка рапса на Чишминском маслоэкстракционном заводе.


В дальнейшем развитию сельского хозяйства региона будет способствовать реализация двух отраслевых программ по развитию молочной отрасли и мясного скотоводства. Они предусматривают ряд крупных инвестиционных проектов, увеличение к 2022 году объёмов производства товарного молока на 500 тысяч тонн в год.


Говоря о мерах по улучшению экологической ситуации в регионе, Ильшат Фазрахманов подчеркнул, что объём выбросов от всех загрязняющих источников снижается. Продолжается работа по оснащению предприятий автоматизированными датчиками контроля загрязнения воздуха и установке автоматизированных станций контроля. В этом году к существующим четырём станциям в Уфе и Стерлитамаке построено еще две – на территории столичного парка Кашкадан и Уфимского государственного нефтяного технического университета. К 2024 году будет построено ещё семь таких станций в Уфе, Салавате и Стерлитамаке.


Важной задачей является переход всех субъектов Российской Федерации с 2019 года на новую систему обращения с ТКО. До конца года предстоит создать более 3 тысяч мест накопления отходов, ликвидировать и рекультивировать 108 свалок.


Кроме того, до конца года планируется утвердить Стратегию развития лесопромышленного комплекса РБ.


Заместитель Премьер-министра Правительства РБ Андрей Трухан остановился на основных итогах работы в области строительства, транспорта, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства республики.


Так, по его словам, доля региональных и межмуниципальных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, в регионе составляет 54 процента. Ведётся работа по снижению аварийности из-за неудовлетворительных дорожных условий: обновляется дорожная разметка, устанавливаются и ремонтируются барьерные ограждения, дорожные знаки, автопавильоны.


Говоря о жилищном строительстве, Андрей Трухан отметил, что целевой показатель ввода жилья в 2018 году составляет 2,4 млн кв. м. В первом полугодии в Башкортостане построено 870 тысяч кв. м. Достичь целевого показателя планируется за счёт ускорения ввода домов, ранее запланированных на 2019 год, которые в настоящее время готовы более чем на 85 процентов .Это позволит увеличить объёмы сданного жилья на 150 тысяч кв. м.


Для наращивания объёмов жилищного строительства в среднесрочной перспективе Госкомстроем РБ предполагается обеспечение эффективного использования земель, развитие инфраструктуры, снижение административной нагрузки на застройщиков, оказание адресной поддержки отдельным категориям граждан, а также снижение ставки ипотечного кредита до 7,9 процента.


Вице-премьер также отметил, что по итогам года в регионе будут благоустроены 523 дворовых и общественных территории (при целевом показателе 400), капитальный ремонт будет проведён на площади 5,7 млн кв. м (плановый показатель – 3,5 млн кв. м).


Заместитель Премьер-министра Правительства РБ Салават Сагитов рассказал о результатах работы в социальной сфере республики.


В частности, в Башкортостане продолжается реализация майских указов в части повышения заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы. Среднемесячная зарплата в среднем по республике выросла на 10 процентов и достигла почти 33 тысяч рублей.


Продолжительность жизни в республике выросла до 71,73 года. Основные меры, которые предпринимаются по её дальнейшему повышению, – это профилактика и формирование здорового образа жизни, диспансеризация и профилактические осмотры,повышение качества медицинской помощи и её доступности.


В целом за последние несколько лет в республике удалось значительно снизить показатели смертности от туберкулёза, ДТП, самоубийств, болезней системы кровообращения. Снизилась младенческая смертность.


Несмотря на незначительный рост общей смертности в первом полугодии 2018 года, республиканский показатель остаётся ниже, чем в среднем по России и ПФО. Среди регионов Приволжского федерального округа с высокой долей сельского населения Башкортостан имеет наименьший показатель смертности.


Снижение рождаемости – общероссийская тенденция. Тем не менее, показатели рождаемости в республике превышают среднероссийские на 6,5 процента. По словам Салавата Сагитова, значительную роль играют предпринятые в Башкортостане меры поддержки семей.


Важными направлениями в сфере здравоохранения остаётся проведение массовой диспансеризации, которая позволяет выявлять заболевания на ранних стадиях, а также повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Так, в январе-июне этого года в республике было проведено более 10 тысяч высокотехнологичных операций на сумму около 1,7 млрд рублей, в том числе 22 пересадки органов. Продолжается активное внедрение новой модели управления «Бережливая поликлиника».


В республике улучшается ситуация на рынке труда. Так, в 39 районах и 10 городских округах наблюдается снижение уровня зарегистрированной безработицы.


Социальную поддержку получают порядка 1 млн жителей республики. В первом полугодии на эти цели было направлено 7,3 млрд рублей, в том числе 4,4 млрд – из регионального бюджета.


Существенные изменения произошли в сфере социального обслуживания населения. В рамках реализации в республике новой программы 80 семей стали приёмными для 84 граждан пожилого возраста и инвалидов. Также совместно с некоммерческими организациями продолжается работа по временному уходу на дому за инвалидами и детьми до трёх лет. Сегодня на обслуживании находятся более 1 200 детей – вдвое больше, чем годом ранее.


По словам Салавата Сагитова, в республике продолжается работа по укреплению материально-технической базы учреждений культуры. При поддержке Минкультуры России и Фонда кино в первом полугодии три кинозала получили субсидии на 15 млн рублей, а в общей сложности по этой программе привлечено около 140 млн рублей.


Заместитель Премьер-министра Правительства РБ Марат Магадеев рассказал о принимаемых мерах по защите населения от чрезвычайных ситуаций, а также развитии в регионе физической культуры и спорта.


Так, Правительством республики принята Стратегия развития пожарно-спасательных сил на период до 2030 года. В рамках её реализации из регионального бюджета дополнительно выделено 43 млн рублей на спецтехнику для аварийно-спасательных формирований.


В первом полугодии 16,9 тысячи семей были обеспечены пожарными извещателями. Внедрена система автоматизированного мониторинга паводковой обстановки.


В сфере развития спортивной инфраструктуры уже достигнуто плановое значение 2018 года по обеспечению населения спортсооружениями – 308,9 объекта на 100 тысяч населения. В перечень к 100-летию образования Республики Башкортостан включены 18 спортивных объектов на общую сумму 6,4 млрд рублей.


Заместитель Премьер-министра Правительства РБ – руководитель Аппарата Правительства республики Илшат Тажитдинов доложил о повышении эффективности работы органов власти республики, представил итоги работы по совершенствованию системы оказания государственных и муниципальных услуг, а также рассказал о ключевых задачах в этих сферах.


Наряду с расширением перечня услуг, оказываемых многофункциональными центрами, планируется сформировать систему оценки их качества. Ещё один приоритет – совершенствование деятельности самих МФЦ, в частности, уменьшение времени ожидания заявителей при обращении в офисы.


– Для этого открываются дополнительные окна, наращивается штат специалистов, – сказал Илшат Тажитдинов. – На базе центрального офиса МФЦ реализован комплекс мер в рамках проекта «Бережливое правительство», в результате чего время ожидания снизилось в три раза. Этот опыт будет распространяться по всей республике.


Подводя итоги выступлений своих заместителей, Премьер-министр Правительства республики Рустэм Марданов предложил принять два документа: основные параметры прогноза социально-экономического развития РБ на 2019-2021 годы и комплексный план опережающего социально-экономического развития РБ на 2018-2019 годы.


Первый документ содержит целевые показатели на основе сценарных условий развития экономики, разработанных федеральным центром. Так, в базовом варианте прогноза валовой региональный продукт на 2019 год закладывается на уровне 102,2 процента с опережением прогнозируемого уровня ВВП страны (101,4 процента). Опережающие темпы предполагаются в области сельского хозяйства, торговли, роста заработной платы. При этом темпы инфляции прогнозируются ниже среднероссийского уровня. Рустэм Марданов подчеркнул, что по промышленному сектору, инвестициям, реальным располагаемым доходам, безработице планируется разработать дополнительный комплекс мер для достижения целевых показателей.


Основой выполнения прогнозных значений должен стать Комплексный план опережающего социально-экономического развития региона на 2018-2019 годы. Он ориентирован на достижение показателей, отраженных в новом майском Указе Президента России и Стратегии социально-экономического развития Башкортостана до 2030 года.


План включает в себя 159 мероприятий, сгруппированных в четыре основных раздела. Так, раздел «Развитие человеческого капитала» предусматривает меры по улучшению демографической, миграционной ситуации, жилищных условий граждан, повышению адресности и эффективности социальной поддержки, снижению младенческой смертности, безработицы и т.д. В разделе «Реальный сектор экономики» запланированы мероприятия, направленные на развитие промышленности, агропромышленного комплекса, инвестиционного потенциала, малого и среднего бизнеса, внешнеэкономического сотрудничества. Раздел «Сбалансированное развитие территорий» предполагает ускоренное развитие дорожной и коммунальной инфраструктуры, формирование комфортной городской среды, развитие моногородов республики. Раздел «Государственное управление» содержит задачи по развитию цифровой экономики, конкуренции, формированию положительного инвестиционного климата.


В соответствии с этими документами предполагается сформировать проект бюджета на 2019-2021 годы.


Стенограмма заключительного слова Рустэма Хамитова:


Коллеги, мы с вами послушали выступления вице-премьеров. Я посмотрел почти 100 страниц презентаций – цифры, показатели, данные. Но это, как говорится, наша «внутренняя кухня». А для наших жителей важны другие параметры и показатели. Это прежде всего возможности получения работы, заработной платы, качественная среда, в которой живет человек, образование, здравоохранение и т.д.


Мы с вами понимаем, что, конечно, наша отчётность будет базироваться на тех цифрах, о которых сегодня доложено нашими вице-премьерами. С другой стороны, мы не должны отрываться от реальной жизни, должны всегда сопоставлять эти данные, показатели с тем, как живёт наш гражданин, обычный человек.


Излишняя бюрократизация порой мешает по-настоящему оценить и понять, что происходит в обществе. Мы не должны переступать эту грань. Должны постоянно правильно реагировать, сопоставлять формальные цифры с тем, как живёт человек.


В целом республика, безусловно, по многим направлениям работает лучше, чем среднероссийский регион. Это вполне понятно: мы экономически мощные, возможности у нас очень приличные. Но как говорят, «по одёжке протягивай ножки». Мы работаем в соответствии со своим бюджетом.


Бюджет у нас неплох. Я уже сказал о том, что поступления в бюджет серьёзно, намного превышают поступления 2017 года. Это объективно, понятно. Нам надо правильно распорядиться этими ресурсами. Нужно правильно поставить цели, задачи и достигать их.


Из того, о чём было сказано, мы уже отмечали неважную работу в плане инвестиций. Мы с вами говорим о демографических проблемах, миграционных вопросах. Это то, что требует ещё более детального, предметного рассмотрения и, главное, действий. Об этом Рустэм Хабибович уже сказал. На ближайших заседаниях Правительства эти вопросы будут рассматриваться. Будут приниматься решения, в том числе, видимо, и о финансовой поддержке, если речь идёт о миграции, создании новых рабочих мест.


Далее.


Мы продолжаем наращивать базу нашего здравоохранения. Никогда, ещё раз повторяю, такого количества одновременно строящихся объектов здравоохранения, как сейчас, на территории республики не было.


В ближайшее время преодолеем бюрократические формальности, которые есть в части проведения конкурсных процедур, выбора площадок, утверждения проектов, поиска достойных строительных организаций, и приступим к этим стройкам. А по части из них уже приступили. В конечном итоге это опять же должно вылиться в улучшение показателей по средней ожидаемой продолжительности жизни, снижению смертности, повышению рождаемости. Тогда, когда мы берёмся по-настоящему, результаты получаются.


Посмотрел сегодня цифры (они не звучали) по младенческой смертности. Год-полтора назад цифра у нас была около семи промилле. А в этом году – уже 5,5 промилле. Мы ушли с позорных последних мест в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе, приближаемся к среднероссийским показателям в этой части. Надеюсь, если работа будет и дальше вестись также грамотно и серьёзно, то мы, конечно, будем иметь совершенно другие цифры.


Далее. Мы с вами сегодня не останавливались на теме, к сожалению, уже давно и прочно вошедшей в обиход, – обманутые дольщики, вопрос строительства жилья для такой категории граждан. Это очень чувствительная сфера. Безусловно, этим тоже надо постоянно заниматься, не жалеть ни времени, ни сил, ни ресурсов.


Я всё это говорю только для того, чтобы вы, обращаюсь к членам Правительства, не отрывали себя от повседневной действительности. Есть текучка, бюрократия, отчёты, бумаги, тома всего того, что сопровождает нашу с вами управленческую жизнь.


Но в то же время главное – это человек, интересы наших жителей. Для нас это наиважнейшая часть работы. Отчёты и всё остальное – это потом. Человек, его жизнь, всё, что сопряжено с ней, начиная с рождения и заканчивая вопросами здоровья, продолжительности жизни – это всё, конечно, в сфере наших интересов. Мы с вами отвечаем за то, что происходит в республике.


Есть два проекта распоряжений. Первое – разработка прогноза социально-экономического развития республики на среднесрочный период. Мы его послушали. Собственно говоря, предлагаю одобрить этот документ и прилагаемые основные параметры прогноза. Но в том числе поработав, о чём уже было сказано Рустэмом Хабибовичем, по вопросам промышленности, инвестиций, ряду других направлений, по которым у нас сегодня есть если не слабина, то ощущение, что можно и нужно прибавить в этой части.


Второй документ – комплексный план опережающего социально-экономического развития. На самом деле много чего запланировано. Самое главное – всё это обеспечено финансированием. На все эти, выражаясь бюрократическим языком, мероприятия деньги есть.


Кроме того, вчера во время встречи с Рустэмом Хабибовичем, министерством финансов я поддержал основные параметры бюджета на 2019 год. Бюджет неплохой. Всего на развитие нашей республики будет направлено почти 200 млрд рублей. Дефицит при этом предполагается порядка 20 млрд рублей. Но в этой модели бюджета мы ещё не учитываем поступления, которые будут из Российской Федерации.


Мы пока приняли федеральные поступления на уровне 2018 года. Но судя по тому, что готовятся новые национальные проекты, наверняка будут ещё федеральные ресурсы по всем направлениям, по 12 федеральным проектам. Возможно, будут другие поступления федеральных ресурсов, и дефицит бюджета несколько снизится. Но хочу сказать, что и с этим дефицитом мы справимся. У нас есть ресурсы, возможности работать с дефицитом порядка 15-20 млрд рублей. Здесь у нас никаких сложностей не возникнет.


Конечно же, Республиканская адресная инвестиционная программа (РАИП) – 20 млрд рублей – обязывает к системной работе, к выполнению этих цифр. Данные по РАИПу на середину августа не очень хороши. Обращаюсь к министрам. Это ваша сфера ответственности. Вы просили ресурсы – получили. То, что вы хотели, – имеете. Работайте, осваивайте деньги! Кто вам мешает? Почему вы себя так вяловато ведёте в этом направлении? По этому году РАИП у нас тоже большой – почти те же самые 20 млрд рублей. Если вы выполните его на 90 процентов, вот вам 2 млрд рублей недоосвоенных денег.


Ресурсы есть, есть возможности строить. При этом РАИП должен быть сбалансированным, в том числе с запросами муниципалитетов. Потому что когда мы приезжаем в муниципалитеты, посещаем районы, города, начинаются, как из рога изобилия, сыпаться совершенно новые просьбы. Мы же договорились, что на ходу, спонтанно мы ничего не принимаем. Хотите попасть в список объектов, которые будут реализованы? Есть правила: проект, его защита, работа с нашими инвестиционными структурами – и дальше объект будет построен. Дополнительно раздувать наши списки за счёт каких-то новых «хотелок» мы не будем. У нас на самом деле большие обязательства.


Одним словом, бюджет 2019 года будет неплохим со всех точек зрения. Поддерживаю предложения, которые сейчас озвучивал Рустэм Хабибович. Уже после всей детализации мы внесём его в Государственное Собрание – Курултай республики, и в начале ноября Госсобрание будет рассматривать бюджет. Ещё раз повторяю: он сбалансирован, понятен, ясен. Самое главное – увеличивается поддержка малоимущих слоёв населения. Будут увеличены варианты поддержки многодетных семей. Будут выплачиваться неплохие деньги тем семьям, в которых родится первенец. Будем также поддерживать семьи, в которых рождаются третьи дети.


Всё, что мы брали на себя с точки зрения обязательств, будет выполнено. Деньги есть. Но мы сегодня говорим о том, что нам нужны новые доходы, рабочие места, предприятия. Это значит, что во главе наших интересов должен быть инвестиционный процесс.


На этом мы завершим нашу работу. Желаю успехов!