— До июля 2015 года регулятором выступала Федеральная служба по тарифам. 21 июля 2015 года указом Президента России ФСТ была упразднена, а ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе России. На уровне субъектов Российской Федерации регулятором является тарифный орган субъекта. Так, в Оренбургской области – это Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов. При каждом тарифном органе создана региональная энергетическая комиссия, в которую с правом совещательного голоса входит представитель территориального управления ФАС России на основании соответствующего постановления Правительства РФ.

А как формируются тарифы, по какому принципу?

— Основной принцип тарифного регулирования – это затратный. Все затраты регулируемой организации, учтенные в соответствии с принципами бухгалтерского учета, включаются в необходимую валовую выручку. В практике Управления был случай, когда незаконными были признаны действия одной из теплоснабжающих организаций. Суть нарушения состояла в том, что хозяйствующий субъект, арендовал тепловые сети у теплосетевой организации, заключил договор на техническое обслуживание и установил с учетом всех затрат тариф на теплоснабжение, который был почти на 40% выше чем тариф, установленный для организации, у которой была арендованы тепловые сети. Нарушитель не согласился с принятым в отношении его решением антимонопольного органа и обжаловал его в судах трех инстанций, которые, в свою очередь, оставили решение Оренбургского УФАС России в силе. В итоге организации оплатила крупный штраф. К слову сказать, подобные нарушения широко распространены, регулируемые организации стремятся установить тариф как можно выше, включая в тариф всевозможные затраты.

Антимонопольная служба предпринимает какие-то меры для снижения тарифов?

— С 2015 года ФАС России взят курс на кардинальное изменение подходов к тарифному регулированию: отказ от принципа «затраты плюс» и применение принципа тарифного регулирования «инфляция минус».

Одна из главных задач в сфере тарифного регулирования — это снижение тарифа путем минимизации затрат. Для этого применяются соответствующие методы. К ним относится, например, формирование индикатора цен на открытых торгах и биржах, являющегося ориентиром при утверждении тарифа. Для его реализации создан биржевой комитет, участниками которого являются: ФАС России, Банк России, ФНС России, крупнейшие компании топливного и сырьевого комплекса, биржевые торговые площадки, потребители ресурсов и другие заинтересованные участники. Еще одной задачей является снижение издержек субъектов естественных монополий (СЕМ) — оптимизация их затрат, финансово-хозяйственной деятельности. То есть, тарифная политика ориентирована на потребителей и развитие экономики, а не на интересы СЕМ. Среди мер, направленных на повышение качества тарифного регулирования – это внедрение методов нормирования и эталонных (типовых) затрат. Предполагается ввести нормирование затрат (командировочные расходы, арендные платежи и другие расходы и иные статьи расходов) на примере государственных учреждений. Эталонные затраты — это так называемый бенчмаркетинг. Его основа — найти самых лучших и извлечь уроки из их опыта с последующим применением при установлении регулируемых тарифов (вне зависимости от заявленных затрат организацией). Результатом таких действий должен стать единый подход к регулированию разных компаний. Реализация этих и других мер позволит отказаться от прежней системы и перейти только к понятию тариф, применяемый к единице поставленного товара.

Резюмируя, скажу, что в планах ФАС России — большая работа в сфере совершенствования тарифного регулирования, уже сейчас проводится работа по разработке нового федерального закона о тарифном регулировании.